В мае здесь будут чествовать ветерана труда, заслуженного учителя РФ, кавалера ордена "Знак Почета" А.С.Малаеву, 24-го Анне Сергеевне исполнится 100 лет.
На фото Анна Сергеевна Малаева
А так как на территории сельского поселения старше ее никого нет, для сельчан это событие значимое. За плечами долгожительницы – большая жизнь, о которой она рассказывает сама, без посторонней помощи, вспоминая все, начиная, что называется, с младых ногтей. И то, что память ее сохранила многое, для нас особенно ценно, ведь жизнь длиной в целый век – это частица истории нашего края.
Анна Сергеевна даже знает, кем были ее деды и прадеды, ее семейная родословная известна ей до шести поколений. Ее предки по отцовской линии – старожилы села. Они переселились в Старое Синдрово в конце XVIII века, когда по распоряжению пензенского губернатора на берегу Модаевки был открыт винокуренный завод, а рабочими стали жители русских деревень Краснослободского уезда. Переселенцев было более 100 человек.
Отец Анны Сергеевны С.Ф.Сивов был грамотным человеком. Он окончил церковно-приходскую школу, заочно – Краснослободское педучилище. С 1926 года работал учителем начальных классов, потом – завучем в средней школе. Принимал участие в коллективизации и образовании колхозов в Старом Синдрове. В январе 1942 года был мобилизован на войну. Воевал он храбро, имел ордена и медали. В 1943 году погиб под Гомелем.
- Отец был для меня во всем примером, и я после средней школы поступила в педучилище, - рассказывает Анна Сергеевна. - По распределению работала в Потякшах учителем биологии и немецкого языка, а потом меня перевели в родное село учителем начальных классов. Мы даже год работали вместе с отцом, пока его не призвали на фронт. Кстати, готовилась и я воевать, в военкомате нас троих девушек отобрали. Мать уже и сухарей мешочек насушила, и носки теплые связала. Но тут пришел приказ: женщин-учителей на войну не брать. А начало нового учебного года в 1942-м я встретила в Колопинской школе, куда меня, молодого коммуниста, назначили директором. Я поначалу чувствовала себя не в своей тарелке: мне – 20, а под моим руководством около 800 учеников и больше десятка учителей "в возрасте", и каждый день – какие-то проблемы, которые надо решать, не откладывая в долгий ящик: топить школу, кормить учеников, проверять планы уроков коллег. Так что день у меня начинался с сельсовета. И вот как-то захожу, а у председателя – незнакомый мужчина, не по-деревенски одетый. Взглянула я на него, он – на меня – и сердце мое застучало во много раз быстрее. Так я повстречала свою судьбу – единственную и на всю жизнь.
И.П.Малаев вернулся в родное село осенью 1942-го с войны. Рассказывал, как в одном из боев с фашистами его с товарищами завалило землей. Он один остался в живых, едва добрался до своих, а после госпиталя его комиссовали с контузией. Из Старосиндровского военкомата фронтовика направили в Колопинскую школу военруком. Учитель-новичок был старше директора на 4 года, а ему приходилось выслушивать ее нарекания по поводу не так, как следовало быть, составленному плану урока. Оба немного стеснялись друг дружку, но чувствовали ничем необъяснимую тягу. На конфетно-букетный период времени не хватало, и в феврале 1943 года они расписались. Свадьбы как таковой не было, вспоминает Анна Сергеевна, после похода в сельсовет посидели в учительской педколлективом. В марте пришла похоронка на отца, а в декабре в молодой семье появился первенец – дочь Валентина, которую внесли в документы с месячным опозданием.
Летом 1946-го Малаевы переехали на родину Анны, к ее бабушке, чтоб было кому сидеть с их послевоенными детьми. Средней школой тогда руководил первый учитель с высшим образованием в селе Г.П.Исайкин, а вакансией было лишь место учителя начальных классов. Анна Сергеевна был согласна.
В коллективе, где осталась добрая память о ее отце, учительницу оценили. Не жесткая, не категоричная. Зато требовательная. Для Анны Сергеевны одинаковыми были и дочь тракториста, и сын доярки, и дети секретаря парткома. Самым важным, она считала, надо любить своего ученика, и в первую очередь трудного. Ребенок не может быть плохим. Даже если он непоседлив на уроке, это не значит, что он неуч и лентяй. Просто к нему не найден подход, его не заинтересовали учебой, не включили в занимательное дело. И Анна Сергеевна всегда искала индивидуальный ключик к любому ребенку. Разумеется, находила. Была в ней педагогическая жилка. Она будто родилась учительницей. Папина дочка, она с детства впитала уважение к учительскому труду. Впрочем, уважение – мало сказано. Отношение к работе в школе для нее было как к чему-то святому. Потому и делала свою работу только на "пять". Хоть у классной доски, хоть на колхозной картошке, хоть на школьной сцене.
- От каждого дела, за которое я бралась – а я была два созыва депутатом сельсовета, не раз избиралась секретарем участковой комиссии – работа в школе становилась еще интереснее, на душе было светлее. А ведь время-то, ох, какое нелегкое, послевоенное! – говорит Анна Сергеевна. – А мы активничали наперегонки. Какие замечательные новогодние маскарады устраивались в школе, в селе! Муж у меня работал в сельском клубе. В самодеятельности, кажется были заняты все. Сами шили костюмы – простенькие, из ситца, нашивали на них горошинки из цветной бумаги. Энергии было море. Каждый чувствовал за собой ответственность и выкладывался по полной.
- С Вами было интересно учиться, - говорили учительнице ее выросшие ученики. И это Анна Сергеевна считает главной похвалой в свой адрес. Чтобы ребенок, пришедший в школу, не разочаровался в учебе, чтобы желание учиться никогда не пропадало в нем – это было основным в ее педагогическом кредо. Но это, конечно, и от учительницы требовало усилий, разнообразия форм и средств в обучении. Ее уроки были не просто уроками, где от ученика требовалось лишь одно: сиди и слушай, спросят – отвечай. Это были уроки-диспуты, уроки-размышления, где обязательно велись разговоры о дружбе и любви, об ответственности и долге, о патриотизме и гордости за свое Отечество, за свою малую родину, за свою семью и фамилию. Без нотаций и нравоучений учительница учила своих питомцев быть добрыми, щедрыми, милосердными и, что немаловажно, опрятно одетыми – совсем, как по классику, утверждавшему, что в человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и душа, и мысли. Сколько же им, шалунам и проказникам, зубрилам и отличникам, было подарено душевного тепла этой необыкновенно доброй женщиной, сколько материнской щедрости досталось им от своей учительницы!
Вспоминая о своей 40-летней работе в школе, Анна Сергеевна называла по именам-отчествам своих коллег, учеников, их родителей и, конечно же, рассказывала о главных школьных событиях тех лет. Так, ей помнится, как в 1959 году под школу было передано здание бывшего райисполкома. Тогда было введено обязательное восьмилетнее образование. Ввиду того, что учеников было много, занятия проводились в две смены. Начали поступать такие технические средства обучения, как киноаппарат "Украина", диапроектор, фильмоскопы, активно вводилось производственное обучение, и школа получила земельный участок в 3 гектара, трактор "Беларусь". А 1 октября 1974 года состоялось торжественное открытие новой школы на 480 мест.
- А сейчас в школе учеников в 25 раз меньше, - с грустью замечает бывшая учительница. Но эта грустинка – лишь на минуту. И на лице Анны Сергеевны – вновь солнечная улыбка:
- О нас, людях старых, нередко говорят, что, мол, знали они лишь один труд до седьмого пота и больше ничего. А я бы сказала так: радость труда. В то время, когда мы были еще молоды, социальная среда сформировала наше серьезное отношение к труду, к своей профессии. Мы стремились сделать нашу жизнь и все вокруг лучше. И мы этому были рады. Но ни труд, ни общественная работа не отняли главного: семейного счастья. Мы с мужем – родственные души, оба воспитывались в семьях, где было четверо детей – два сына и столько же дочерей. Так стало и в нашей семье.
Дети – как губка, впитали родительскую науку, которая заключается в главном: хорошее держите при себе, а плохое – вон из сердца. На радость матери с отцом выросли добрыми и порядочными, никогда не ставили их в неудобное положение, не давали повода, чтоб стыдиться своих поступков. И снохи с зятьями – в их породу: доброжелательные, трудолюбивые, с уважением относятся к своим вторым половинкам, а Анну Сергеевну зовут мамой.
- Так что я считаю, что у меня не четверо детей, а восьмеро, - смеется довольная Анна Сергеевна.
И внуки по их крови пошли, их у бабушки – девять, и правнуки, которых 13, и даже детсадовка праправнучка понимает, что нельзя запрятать конфеты, которыми ее угостили, надо со всеми поделиться.
- А Вас не беспокоило, что кто-нибудь будет злоупотреблять их добротой? – спрашиваю мою собеседницу.
- Не было у нас такого страха, нисколечко. Они поделятся – с ними поступят таким же образом. Народ у нас, хоть мордва, хоть русские, на доброту отзывчив. В общем, Бог дал, что у моих близких все так же по-доброму, как у нас, получилось. На у насчет достатка – так, конечно же, они куда больше имеют, время-то сейчас совсем другое. И очень хочется, чтоб у них дальше все в жизни складывалось хорошо.
Рассказывая о своих близких, Анна Сергеевна, называла не только их имена и фамилии, но и даты их рождения. Хотя в Старом Синдрове осталась жить лишь старшая дочь. Валентина Ивановна Невкина, которая, как и мама, больше 40 лет отдала учительству в школе. Все остальные живут в Саранске. И дети, и внуки, и правнуки. Говоря об этом, Анна Сергеевна с гордостью подчеркнула: каждый из них – патриот своей республики, никто не уехал из Мордовии. До Саранска – сотня километров, а на своей машине что стоит приехать на малую родину, навестить родительский дом. Не бывает недели, чтоб кто-то не наведался к маме, бабушке или прабабушке. Ну а уж когда на праздник нагрянут – шумно и весело в доме Анны Сергеевны, сколько радости на душе у каждого!
- Наша Анна Сергеевна, как свет в окошке, притягивает людей своим позитивным взглядом на жизнь. Встреча с ней, общение заряжают добром, - говорит глава Старосиндровского сельского поселения Е.Н.Фомкина. – В Старом Синдрове Анна Сергеевна пользуется большим авторитетом. Она – непременный участник Дня села, празднования Великой Победы, и очень гордится своей последней наградой – почетным знаком "Честь и слава села Старое Синдрово", которую ей вручил председатель землячества П.Н.Тултаев. Односельчане знают день ее рождения. В прошлом году, 24 мая, когда я шла к Анне Сергеевне с букетом ландышей, меня многие просили передать имениннице поздравления и пожелания здоровья. А у некоторых тоже нашлись для этого букеты ландышей. Когда же я поздравила Анну Сергеевну с 99-летием, она бодренько меня поправила: "А мне – всего 18! Берите пример с меня – живите долго и радуйтесь жизни!"
Елена Николаевна и привела меня к Анне Сергеевне перед ее золотым юбилеем: о таком феномене должны знать в районе. Действительно, есть чему удивляться до беспредела. Анна Сергеевна живет одна в доме, где родилась 100 лет тому назад. Муж умер в 2001 году. Последние несколько лет она передвигается с помощью ходунков, но ни одинокой, ни затворницей себя не чувствует. Долгожительница в курсе того, что происходит в селе, стране, мире. Следит за событиями по телевизору и газетам "Красная Слобода" и "Известия Мордовии". Ее часто можно видеть читающей у окна. Очень переживает Анна Сергеевна сейчас за донбассцев, но уверена, что победа, как в далеком 45-м, будет за нами.
Находясь в столь ясном рассудке и крепкой памяти, Анна Сергеевна никому не в тягость и обходится без службы 03. Спросите, а какими пилюлями пользуется долгожительница? Из них у нее лишь таблетки от давления да корвалол на всякий случай. Питание – самое обычное, включая кашу, щи, яйцо, картошку с капустой. За ней, конечно, есть уход со стороны соцзащиты (в доме чисто и опрятно), но обслуживает Анна Сергеевна себя сама, может даже незатейливый обед приготовить, налить в тарелку, помыть посуду, полить цветы, которых у нее – полный дом. Она рада любому гостю, с удовольствием споет вам песню, и не одну, прочитает стихотворение, которых помнит наизусть столько – что не сосчитать. А речь ее настолько эмоциональна, что заслушаешься и забудешь, что перед тобой старый человек.
Что пожелать Вам, дорогая юбилярша? Любви Вам и без того хватает – вон сколько родных и близких. Успехи и награды Вам уже не нужны. К сожалению, для человека в столь солидном возрасте ощущений с грифом "новое" становится все меньше. Но в любом возрасте необходимы здоровье и уверенность в завтрашнем дне: в том, что проснешься утром вновь, что ты кому-то очень-очень нужен… Таких простых, но таких необходимых радостей я Вам желаю.