Краснослободский рынок Часть I
Георгий Сергеевич Скворцов оставил нам серию жанровых зарисовок с краснослободских базаров 1952 года.
Рынок тогда был не только местом торговых операций, но и местом встречи, обмена новостями. На фотографиях фотохудожника различные социальные слои общества: горожанки, одетые по моде того времени, селянки в национальной одежде.
В 1961 году Георгий Сергеевич, в очередной раз навестил Краснослободск. И на этот раз в поле его зрения попала основная на тот момент достопримечательность родного города – базар. Уже совершил свой полет Юрий Гагарин, но на размеренную жизнь жителей Красной Слободы этот подвиг советского народа, кажется, никак не повлиял...
Ярмарка. Типажи. 1952 год. Кажется, что это не начало атомного века (в 1946 году в СССР был запущен первый атомный реактор, а в 1949-м прошли испытания первой ядерной бомбы), а XIX или даже XVIII век – торговки пришли на рынок в народных самодельных платьях и в лаптях! Это говорит не только о силе традиции. У людей нет ни денег на фабричную одежду, ни магазинов поблизости с обувью и готовым платьем. Можно лишь как в XIX веке купить отрез ткани и самостоятельно сшить себе одежду, крутя ногой педаль швейной машины.
Овощной ряд. 1952 год. Особенно богаты на рынке овощные ряды. Глядя на них, невольно вспоминаешь, где же занимались овощеводством. Скорее всего, эти великолепные помидоры и огурцы были выращены в деревне Зарека, жители которой издревле занимались овощеводством. Хотя не только они специализировались на этом, известно, что в сёлах Ефаево и Слободские Дубровки тоже занимались выращиванием лука, огурцов и капусты. Это занятие было настолько эффективно, что в Ефаеве были даже летние огуречные базары.
Очередной покупатель. 1952 год. Рассматривая в очередной раз фотографии Георгия Сергеевича, невольно удивляешься, насколько они разноплановы. Фотография – своеобразное застывшее мгновение, окно в прошлый мир. Перед нами немногочисленные продавцы, которые привезли из села картошку и пеньку – конопляное волокно. Канаты из пеньки отличались прочностью и устойчивостью к действию соленой воды, поэтому исстари использовались в морском деле, из конопляных волокон плели рыболовные сети, изготавливали упряжь для лошадей и тетиву для луков. Чуть дальше хозяйка привела кормилицу-корову на продажу. Как и 100, и 200 лет назад жители привозят на рынок товары собственного изготовления. Способ доставки такой же, древний – на телегах, устланных соломой.
Бондарный ряд. 1952 год. В числе разнообразных нужных в хозяйстве товаров, которые мог предложить рынок, были и различные деревянные изделия. В центре продавец, а он же мастер, который изготовил эту продукцию, столь нужную в хозяйстве. Перед нами деревянные бочки, кадушки, ушаты. Известно, что до революции лес давал работу многим жителям Краснослободского уезда: широко практиковалось изготовление деревянной посуды, дупляной и обручной, чашек и ложек, кулей из рогожи и мочал. Русские и мордва предпочитали в быту деревянную посуду. Деревянные кадушки делались в основном в двух местах: в селах Старый Усад и в Желтоногове. В Усаде население специализировалось преимущественно на изготовлении дупляных кадушек, в Желтоногове практиковалась производство обручной посуды: бочек, ушатов, кадушек. Когда заканчивались полевые работы, усадцы отправлялись в саровские леса, где ещё сохранялся (к этому времени) необходимый материал. С уменьшением лесных угодий и появлением новых материалов постепенно отмирают и эти занятия. На фотографии кульминационный момент: женщина, приценившись, осматривает кадушку, которую, нахваливая, показывает ей мастер.
Рынок. 1952 год. В 1930-е годы место торговли с Соборной (Базарной) площади после нескольких неудачных попыток было перенесено на Комсомольскую (Владимирскую) площадь, где располагается и поныне, соседствуя с районной автостанцией. Редкие цветные фотографии Г.С.Скворцова являются своеобразными историческими источниками – по ним мы узнаём, что пользовалось спросом у населения, каков был уровень жизни после тяжёлой войны, опытные огородники, наверное, смогут определить сорт и урожайность овощных культур. У продавцов нет ни весов, ни гирь, ни приличного прилавка – товар продается покучно либо «на глаз». Сама торговля ведется прямо из корзин, табуреток и грубо сколоченных лавок, приспособленных под прилавки. Есть древние примитивные весы на треногах.
Овощной ряд. 1952 год. Группа женщин в национальных одеждах оживлённо обсуждает рыночные цены. Судя по мешкам за плечами, покупок они сделали немного. Особенностью послевоенного времени были практичные и недорогие лапти, которые носили в некоторых дальних сёлах. Ещё вчера была война, которая тяжким бременем легла на плечи этих женщин. Мужиков то совсем не видно, покосило войной... Да и не мужское это дело в России по рынкам за продуктами ходить!
Трудный выбор. 1952 год. Горшки обжигались в некоторых сёлах и на территории старого Краснослободска. Но после войны этот промысел постепенно угасал. Тем не менее этот вид посуды продолжал пользоваться спросом у некоторых жителей села и города. Мастера продолжали вывозить горшки на рынок. И покупатели придирчиво выбирали эту посуду, ведь она по-прежнему была нужна в хозяйстве. По воспоминаниям краснослободцев, «в глиняных и чугунных горшках молоко не только хранили, но и делали в русской печке “жареную“ сметану. Нигде больше такого и не видели. Горшки в печи на огонь не ставили, а около. Получалась румяная корочка. Также в печи запекали копченую свинину в ржаном тесте, и вкусная, и хранилась дольше обычного. В печке коптить – целое священнодействие: дрова нужны фруктовые, чтоб огонь не разгорался».
Горшок в подарок. 1952 год. На окраине рынка находился горшечный ряд. Это была весьма практичная посуда. В ней было удобно хранить молоко. Роль холодильника в селе выполнял погреб, где молоко хранилось, не теряя своих качеств. В жаркий день оно было холодным и необычайно вкусным.
Небывалый спрос. 1961 год. Колхозы не только сдавали продукцию государству, но иногда вывозили её на рынок. Две молодые женщины, стоя в кузове грузовика, продают зерно. Вокруг грузовика толпится народ. Часть горожан ведут подсобное хозяйство – держат кур, свиней, другую живность. Поэтому зерно было просто необходимо. В сентябре 1953 года на специальном пленуме КПСС, посвященном развитию сельского хозяйства, Хрущев предложил поощрить попытки рабочих и служащих, живущих в поселках и в пригородных зонах заводить коров, свиней, кур и возделывать огороды и небольшие фруктовые сады без всякого налога. «Надо покончить с предрассудком, будто рабочему и служащему зазорно иметь скот в личной собственности», – заявил на пленуме Хрущев. Больше того, предприятиям и учреждениям в городах было разрешено находить в сельских районах вдоль автодорог, в лесу, вблизи железных дорог участки невозделанной земли и делить ее между работниками на огороды и сады, по десять соток на семью. Этим было положено начало так называемым дачам.
Удачная покупка. 1961 год. Основное население Краснослободского района селяне, как называли в ту пору – колхозники. Работая в колхозе, жители сёл и деревень еще и подсобное хозяйство содержали. Большие огороды и домашняя скотина помогали деревне жить в это трудное время, сводить концы с концами, учитывая что работали они за трудодни. «Палочки» (так в конторской книге проставляли трудодень) отменят через пять лет – в мае 1966 года. Вместо трудодней вводилась гарантированная оплата труда колхозников, включая право на дополнительную премию. А в 1961 году, убедившись в провале выдвинутой сверхпрограммы по животноводству, Хрущев пытается придать ей второе дыхание. Теперь он ставит не на говядину, а на свинину. «За год-два удовлетворить спрос населения на мясо! Свинья – скороспелое животное», – утверждает Никита Сергеевич.
Домой с базара. 1961 год. Немногочисленные покупатели покидают рынок. Обращает на себя внимание их одежда, показывающая и социальный статус, и происхождение, и половую зрелость. Ефаевских не спутаешь с усадскими, вдову с незамужней девицей. На переднем плане мужчина, одетый в цивильный костюм, пусть и поношенный. Он энергично шагает, неся за спиной небольшой мешок с покупками. Чуть впереди женщины в национальных одеждах. Жарко. Одна из них вытирает пот концом передника. Главное событие в кадре, которое подметил мастер, покупка кормилицы-коровы. Рядом с ней две молодухи, вероятные хозяйки этого важного приобретения. Сзади – босоногий подросток, который подгоняет корову.
Пересечение улиц Коммунистической (Малой Пензенской) и Кирова (Малой Саранской). 1961 год. Улица ведёт к Комсомольской площади (Карьгинской), где находится краснослободский базар. Разгар дня. Жарко. Слева, у здания школы №2 мужчины и женщины столпились у водоразборной колонки. Она была установлена приблизительно в это время. По пыльной дороге в обе стороны движется поток людей. Кто-то уже побывал на базаре, а некоторые идут в центр города, где расположены основные магазины. В центре – женщина в национальной одежде. Она катит два тележных колеса. Судя по фотографии, ей очень тяжело, у неё кончаются силы, и она в очередной раз отдыхает. Но она довольна: попадёт домой с очень важной для её семьи покупкой. Да и не удивительно. Ведь основной способ передвижения в деревнях и сёлах этого периода – конная тяга. В правом части фотографии белый дом. Его построил и жил в нём до конца 1970-х годов Василий Петрович Усанов. Рядом с домом мужчина везёт на телеге деревянную бочку, так нужную ему в домашнем хозяйстве. Далее старый дом, где проживает семья Сергея Шикова. Картину дополняет Александр Сластухин, который лихо мчит на мотоцикле. Справа от дома Усанова городская баня (её не видно на снимке). Она была построена из кирпича разрушенных центральных церквей города.
Гостинец для внуков. 1961 год. Вновь рыночная площадь в воскресный день. Продолжение базара. На переднем плане пожилой мужчина о чём-то разговаривает с сидящей на подводе женщиной. Рядом с ней двое маленьких детей. Судя по одежде, это жители села, приехавшие по холодку рано утром в воскресенье в Краснослободск на рынок. Маленький мальчик в обновке – зимней шапке. Рядом с телегой велосипед и две купленные овцы. Вокруг подводы с купленным товаром. В заднем ряду рынка продают овец. Рядом с ними редкостная диковина – инвалидная машина.
Предложение товара, или Практичная обувь лапти. 1961 год. Проходя по воскресному рынку в очередной раз, Георгий Сергеевич с нескрываемым интересом наблюдал следующую сценку. На лавке, предназначенной для показа товара, сидела молодая женщина. Очевидно, она уже сделала необходимые покупки и отдыхает. Рядом с ней со своим немудреным товаром примостился старик. Он приехал на рынок продать сделанные своими руками лапти. Судя по его унылому виду, товар так и остался невостребованным. Наконец он делает последнюю попытку – предлагает невольной соседке купить очень практичную обувь. Молодая женщина, повернувшись к старику, с насмешливой улыбкой отвергает выгодное, по словам продавца, предложение, лихо демонстрируя городские туфли. А базар уже закончился; на заднем плане видны расходящиеся люди.
Корзины. 1961 год. В середине прошлого века лозоплетением занимались в основном представители старшего поколения. Корзины изготавливали из ветвей черемухи, ивы, винограда, ольхи, малины, ракиты, вербы, осокоря, лещины. Лучшими для плетения считают прутья из ивы. Необходимого материала для плетения было предостаточно. Ивняк рос возле речек и других водоёмов. Корзины использовались для хранения и переноски фруктов и овощей. Они были просто незаменимы в хозяйстве. На фотографии они самые разнообразные по размеру. В центре старичок, опирающийся на клюшку. Он устал, поджидая покупателей. Под лавкой, в тени отдыхает маленький мальчик. Скорее всего, это внук кого-то из корзинщиков. Рядом молодой человек на велосипеде внимательно рассматривает проходящих покупателей.
Домой с покупками. 1961 год. Опять Комсомольская площадь в воскресный день. Базар в разгаре. На заднем плане группы людей, которые пришли за покупками. Здесь много селян, приехавших на подводах. Судя по фотографии, продаются и такие нужные селянам товары, как тележные колёса, хомуты и другие части сбруи для гужевого транспорта. Некоторые, сделав необходимые покупки, неторопливо идут к выходу на улицу Коммунистическую. На переднем плане отец с сыном выезжают с базара. Судя по улыбке мальчика, он вполне доволен теми покупками, которые сделал отец.
В ожидании транспорта. 1961 год. Фрагмент улицы Интернациональной, примыкающей к Комсомольской площади. Воскресный базар подходит к концу. Покупатели и продавцы расходятся. На автобусной остановке довольно живописная группа людей, попавших в объектив фотографа. В правом нижнем углу сидит улыбающийся мужчина. Рядом с ним корзина то ли с яблоками, то ли репчатым луком. Мужчина, заметив фотографа, подыгрывает ему. Нагнувшаяся женщина рассматривает покупки у сидящей подруги. За ними с любопытством наблюдает молодая женщина в национальной одежде. Чуть дальше небольшая группа людей, ожидая попутный транспорт, обменивается последними новостями.
Продолжение следует...