История села Старое Синдрово по архивным и иным источникам
Когда точно появилось наше село, достоверных данных, не так много.
О том, когда точно появилось наше село, достоверных данных, к сожалению, не так много. Археологические исследования, как уже отмечалось, показали, что поселение берет начало с седьмого века до нашей эры.
Интерес вызывают первые письменные сообщения о Синдрове и названии села, которое раньше именовалось Синорово, Синоровка, Синдоровка, Синдорово, Синдрово, а с образования села Новое Синдрово в начале сороковых годов XIX века - Старое Синдрово.
Бытует три версии. Одна из точек зрения по поводу названия села связано с рекой Сивинь, на берегу которой и располагается Синдрово. По-мокшански Сивинь звучит «севонь», а село как сочетание слов «севонь» (сёвонь - глина) и «трва» (берег, губа), дословный перевод означает село, расположенное на берегу реки Сивинь. Гидроним показывает, что река протекает по глинистому руслу: «севоньляй» - глинистая река.
Есть и другие точки зрения. Так, священник Никольской церкви в селе Павел Боголюбов название села связывает с рекой Сивинь и дровами, которые находились за рекой. То есть за рекой Сивинь - дрова, за которыми калмалцам, проживавшим на левом берегу Сивини, надо было ездить. Напоминаем, что, по нашему мнению, поселения Кал-Мал и Синдрово - это не одно и то же, ибо письменные источники о синдровчанах датируются не 1720, а 1628 и 1659 годами.
Первое найденное письменное упоминание о селе относится к 1628 году. А.С.Тувин в статье «Сире Синдруть историяста» («Из истории села Старое Синрово»), опубликованной в газете «Мокшень правда», сообщает, что в старинных актах Российского государственного архива найден документ, свидетельствующий, что сохранилась расписка о получении оброка с Темниковской мордвы: «Красной Слободы присуду деревни Синоровы у мордвина Качатки Шуватова с братию и с товарищи с поляны с Макужина на Синоровском поле, что средь лесу с пашни сорока чети (20 десятин) обраку и пошлин 26 алтын пол две деньги». Это говорит о том, что к этому времени село существовало, люди занимались производительным трудом, платили налоги, торговали. Следовательно, селу гораздо больше лет. Кстати, есть сведения, что в это же время существовало и русское поселение Долговерясы, расположенное в 12 километрах от Синдрова.
Вторая версия образования села связана с документом, датированным 1659 годом (к сожалению, именно этот год почему-то указан в энциклопедии «Мордовия» (Т. 2, с. 362)). Так, в «Купчей на продажу» сообщается: «Се аз, Чудай Шиндяпин, Краснослободского присуду, деревни Синоровы мордвин, не из неволи и не из правежа, своею охотою, понадобился мне, Чудаю, деньги на свой обиход, продал есми я, Чудай, свою старинную вотчину, свой жеребей, на реке Явасе, Кяргинской ухожей, Темниковского уезда деревни Плуксовы поперег... А взял я, Чудай, у той мордвы за то свою вотчину, и за знамена, и за всякое вотчинное угодье 20 алтын...».
В этих документах мы видим языческие личные имена (мордва была крещена веком позже), которые впоследствии стали названиями населенных пунктов и фамилиями: Качатка, Оляка, Тингай, Чудай, Чарайка и др.
Интересна и третья версия, высказанная синдровским священником Павлом Боголюбовым в большой статье «Село Синдрово Краснослободского уезда», опубликованной в «Епархиальных ведомостях», издаваемых в Пензе, в 1908 г., в №16 и 18 (см. приложение). По его мнению, первые поселенцы синдровских лесных полян были мордвами-мокша и пришли они из Темниковского уезда Тамбовской губернии деревни Конаповой. Переселение было осуществлено в первой четверти XVIII века. Село находилось на левом берегу реки Сивинь, а не на правом, как сейчас, и называлось Кал-Мал. Его жители после 18 лет проживания перешли через Сивинь и объединились с синдровчанами.
История села богата событиями. Достаточно вспомнить участие синдровчан в движении Степана Разина и Емельяна Пугачева. Например, с 1773 по 1775 год в Синдрове пугачевцы были четырежды и всегда находили поддержку со стороны жителей села. На территории современной Мордовии был создан отряд под командованием Мартынова, который двигался из Саранска в Краснослободск. Отряд насчитывал 2 900 человек. Вначале он пошел на Инсар, а потом на деревню Сивинь, что в 12 километрах от Синдрова. В Сивини им был разгромлен железоделательный завод. Не имея возможности спасти его, владелец Миляков скрылся в Краснослободске. В ответ пугачевцы направились в Синдрово и разгромили винокуренный завод. Большинство местных жителей поддержали отряд.
В документе «Допрос мордвина деревни Маскиной Краснослободского уезда Макарова об участии их (мордвы) в отрядах пугачевцев» говорится, что вместе с рабочими железоделательных заводов уезда храбро сражались «села Синдрова новокрещены, коих было множественное число». Среди них были «соцкой Иван Чегодаев с сыном Егором; Мишка Базаркин с братьями и их детьми Никифором и Осипом; Федор да Вельмака Алямкины; Иван Беляйкин; Пискан Тереватов; Григорий Нежкин; Захар Кривашеев; Родион Вирясов; Семен да Яков Салтайкины; Кудаш Киреев; Петр Черапкин с братом; Надежка Кажев; Максим Мелкин; Алексей да Петр Бояркины; Петр Сюнбаев; Бекан да Кузьма Сюнбаевы; Юртан Иванов; Илья Артемьев» и многие другие. Как видно, в этом документе имена и фамилии уже христианские. В измененном виде многие из этих фамилий сохранились по настоящее время (Алямкины, Базаркины, Беляйкины, Бояркины и др.).
Большое событие в судьбе жителей села - принятие христианства. Оно произошло в начале 40-х годов XVIII века. Мордва-мокша были язычниками, и немало времени понадобилось, чтобы обратить их в новую веру. По преданию, синдровчане были силой согнаны на место впадения речки Модаевки в Сивинь и здесь был совершен обряд. По воспоминаниям старожилов, крестьян силою гнали в воду реки Модаевки и в двухкратном переходе через речку заключался весь обряд крещения. Женщин крестили отдельно от мужчин. Кстати, они проявляли больше упорства, больше и усилий пришлось применить к ним. Подробная информация об обряде крещения содержится в буклете «Старое Синдрово: село и храм» (2018).
В селе функционировало три храма, последний из которых был построен в конце XIX - начале XX века. Сейчас церковь восстанавливается, водружен купол, работают летнее и зимнее помещения, очищен и благоустроен двор. В этом деле большая заслуга нынешнего настоятеля церкви отца Федора, который принимал личное участие в благоустройстве храма и территории вокруг него.
Здание церкви изначально было каменное, крепкое, с колокольней. Храм посвящен святому и чудотворному Николаю и великомученику Дмитрию Солунскому (кстати, престольный праздник в Синдрове - 8 ноября, в день этого святого). Церковь имела в синдровской даче 33 десятины земли. У священника был собственный дом.
Храм в Синдрове с момента создания и по настоящее время играл важную роль, ибо служители его, кроме религиозной деятельности, многое сделали в сфере образования, просвещения, поднятия культуры и самосознания мокшан.
Сохранились некоторые сведения о синдровских священниках. Очевидно, одним из первых был Петр Максимов (конец XVIII - начало XIX века). В 1795 году он был рукоположен в сан иерея и поставлен настоятелем в Никольскую церковь с. Синдрово. После смерти (1804) на его место был поставлен сын Георгий, а второй сын Максимова, Иван, служил там пономарем.
Синдровчане с благоговением вспоминают священника Дмитрия Алексеевича Ландышева, который был переведен в Синдрово в 1848 году и прослужил здесь до своей смерти в 1877 году. Именно он первым создал в селе сельское училище и с 1850 по 1861 годы был его наставником, а в 1860 году открыл в своем доме церковно-приходскую школу, в которой основные предметы преподавал сам, а второстепенные - дьяк Семен Арфасадов. Именно под руководством Ландышева во второй половине 60-х годов XIX века в Синдрове была открыта начальная школа. В 1870 году он добился для ее строительства отдельного здания, и вскоре она была преобразована в начальное земское училище, а в 1875 году открылась земская школа.
После Ландышева синдровским священником был поставлен Александр Максимович Артоболевский, закончивший Пензенскую духовную семинарию. После его смерти (1893) настоятелем синдровского храма стал Павел Иванович Боголюбов, родившийся в 1853 году в с. Михайловское Краснослободского уезда. Он был не только глубоко уважаемым священником, но и прекрасным ученым-исследователем, этнографом, изучал историю народа и села, быт и нравы мокшан, был советчиком в трудные для синдровчан времена: грандиозные пожары конца XIX века, когда десятки семей оставались без крова и средств существования, болезни, которые косили сельчан. В большой, довольно интересной, но не бесспорной статье «Село Старое Синдрово Краснослободского уезда», опубликованной в «Епархиальных ведомостях» в г.Пензе в 1908 году, в номерах 16 и 18, он сделал попытку найти истоки возникновения села и заселения края мордовским народом, который якобы обосновался на левом берегу Сивини только в 1720 году. Очевидно, он не обладал теми данными, которые позже опровергли его предположение.
Настоятелем Никольской церкви был впоследствии и сын Павла Боголюбова.
Ныне настоятелем храма является иеромонах отец Феодор (Петухов А.В.). Синдровчане по праву считают его одним из наиболее почитаемых священников, наряду с Ландышевым и Боголюбовым. Он много сделал для благоустройства церкви, территории вокруг храма. Верующие благодарны отцу Феодору за то, что при его содействии отреставрированы летняя и зимняя части храма, приобретены и установлены колокола, звон которых раздается по Синдрову. При храме есть трапезная на 70 человек, гостиница на 6 прихожан, готовится к открытию микропекарня. На территории храма сооружена детская игровая площадка, много цветочных клумб. Кстати, отец Феодор сам участвует во всех этих деяниях. И это происходит каждый день. Отец Феодор - прекрасный педагог и психолог, он умело ведет проповеди, его внимательно слушают прихожане. Он в курсе многих проблем села и сельчан. К нему обращаются за помощью в решении личных вопросов верующих. Синдровчане молятся за его здоровье.
Важное событие в истории села - появление русских поселенцев и образование в 1767 году Синдрова Завода в верхней части поселения (это место именуется «Вяре Пе», а где извечно жили мокшане - «Ала Пе»). С этого времени и поныне Синдрово становится двунациональным. В этом году по указанию Пензенского губернатора был построен казенный винокуренный завод. На его строительство власти сгоняли не только мордовское население, но и русских. Очень многие жители села Селищи и деревни Горяши Краснослободского уезда были выселены в Синдрово. После постройки винокуренного завода многие переселенцы остались жить на новом месте. Во время строительства предприятия техники никакой не было, людям приходилось возводить его с помощью примитивных орудий труда. Уже в конце XVIII века завод, где трудились 23 постоянных и 108 сезонных работников, давал более ста тысяч ведер продукции. Высококачественный спирт поставлялся только в три города: столицу - Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород. Завод просуществовал до середины XIX века. Несмотря на жестокую эксплуатацию работников, в целом завод сыграл позитивную роль в жизни синдровчан.
Сохранились любопытные сведения о жизни мордвы и русских нашего села. Так, утверждается, что мокшанин сложен крепче русского, роста среднего, темно-русых более, чем черных. Одежду крестьяне себе шили сами. Небогатый гардероб мордвина состоял из рубахи, портов, изготовленных из белого сурового холста, овчинного полушубка-зипуна, сотканного из шерсти, онучей и шапки. С конца XIX века стали употребляться для шитья рубах крашеные холсты. Особый интерес представляет женская одежда: в ней более устойчивы традиционные черты мордовской культуры. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Синдровские мордовки одевались моднее и краше, чем мужчины. Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать одежде необходимый силуэт - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся на груди, по оплечьям, рукавам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Передник в мордовском костюме вторит отделке верхней одежды или сливается с декором комплекса набедренных украшений. Многослойность национального костюма была показателем перехода носителя в очередную возрастную категорию. В детстве костюм девочки включал лишь рубаху и пояс, в последующем показателем зрелости, совершеннолетия для мокшанских девушек было одевание нижней набедренной детали, получившей название «понкст».
Особые перемены в отделке деталей и составе костюма происходили в брачный период. Девушка на выданье по праздникам носила нарядный головной убор, включавший в себя обилие лент, цветов, нашивок из бисера, бус, перьев, мишуры. В замужестве и в первый год после свадьбы молодая женщина покрывала головной убор нарядными лентами либо украшала его налобную часть нашивками из жетонов, цепочек, блесток, скрывавших вышивку. После рождения первенца женщины снимали часть верхних покрывающих деталей с головного убора, а после 35-40 лет носили просто оформленный головной убор. О семейном положении женщины говорило многое в ее костюме: наличие закрытого головного убора, распашной одежды с вышитыми на груди полами, введение в комплекс украшений широкого нагрудника из бисера, жетонов, цепочек или лент. Вышивка одежды и головных уборов также носила определенную информацию, смысл которой в настоящее время практически утрачен.
На шею женщины часто надевали ожерелье из ужовок (род самых мелких раковин), состоящее из несколько рядов, ожерелье из колокольчиков с погремушками и ожерелье из металлических монет и медных блях разной величины. Голову молодые мокшанки покрывали красным шерстяным платком, а пожилые - повязками из белого холста. В гардероб женщины входили также летние и зимние сапожки, что не всякий мужчина мог себе позволить.
Подворная перепись крестьянского хозяйства 1911 года показала, что в селе насчитывается 361 хозяйство с 2 497 душами обоего пола и 12 хозяйств с 68 душами приписного населения (это семья священника, дьякона, дьячков и пономаря, учительский персонал Старосиндровского земского училища, ветеринар с помощниками и др.). Таким образом, в селе проживало более 2 500 человек (сейчас менее 1 000).
В XIX веке наше село относилось к Краснослободскому уезду Пензенской губернии, Первому Благочинному округу. До уездного города было 25 верст, а до губернского - 180. Старое Синдрово было волостным центром. В 1911 году в волость входило 14 поселений с 15 392 жителями, а в самом центре волости - было их 2 562. Большая часть населения проживала на правом берегу реки Модаевка. Еще во времена правления Павла I было закрепощено 2 199 ревизских душ мордвы. 500 душ мордвы Синдрова и Колопина было пожаловано адмиралу, французскому эмигранту маркизу де Трансу, затем они передавались другим помещикам. Таким образом, крестьяне села принадлежали разным людям, но крепостными не были.
Своего базара в Синдрове в то время не было. Произведенную продукцию сельчане возили в ближайшие населенные пункты: Сивинь и Краснослободск. Накануне войны 1914 года в Синдрове работали калачные, молочные и мануфактурные лавки. Ветеринарный пункт был организован земством лишь в начале XX века, но его оснащенность была слабой. Примерно в это же время открывается медицинский пункт, что имело большое значение для местных жителей, так как ближайшая больница находилась в г.Краснослободске.
До революции на средства местного земства в селе содержались две пожарные подводы.
А дальше, как и по всей стране: коллективизация, разорение церкви, уничтожение зажиточных крестьян. Но, заметим, синдровчане встретили эти преобразования далеко не мирно. Противостояние их иногда называют восстаниями.
На основании постановления ВЦИКа от 10 мая 1937 года в составе МАССР был создан Старосиндровский район. Площадь его составляла 69,2 тыс. га, население 31,5 тыс. человек (1939), в основном русские. Центр - село Старое Синдрово. Район включал 18 сельсоветов: Демино-Полянский, Долговерясский, Каймарский, Колопинский, Мордовско-Маскинско-Выселкский, Мордовско-Полянский, Ново-авгурский, Новозубаревский, Новокарьгинский, Новосиндровский, Новоусадско-Выселкский, Песочно-Лосевский, Сивинский, Синдрово-Заводской, Староавгурский, Старорябкинский, Старосиндровский, Усть-Рахмановский. В районе насчитывалось 49 колхозов. Имелись маслозавод, типография, МТС на 50 тракторов и 15 комбайнов, больница на 30 коек, амбулатория, 3 фельдшерско-акушерских и 4 трахоматозных пункта, роддом, школа для взрослых и 30 школ всеобуча (19 начальных, 9 неполных и 2 средние). Издавалась газета «Голос стахановца» (тираж 1,2 тыс. экз.). Одним из первых решений Президиума Старосиндровского райисполкома было «О закрытии и отводе кладбища». Решение датировано 23 июля 1937 года. Было решено закрыть кладбище и отвести на новое место: Шаманя пряв (так написано в документе, кстати, старшее поколение до сих пор называет место кладбища Шаманя пря), а 10 августа того же года кладбище было открыто. В акте комиссии и заключении врача о перенесении кладбища селений Старое Синдрово и Синдрово Завод на новое место говорится, что прежнее кладбище находилось в 10 м от больницы, 20 м от школы, рядом с шоссе, поэтому представляло опасность в санитарном отношении.
В целом район сыграл довольно позитивную роль в жизни наших земляков. Район упразднен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14.03.1959 г., его территория была передана в состав Ельниковского, Краснослободского и Старошайговского районов Мордовии.