Спасо-Преображенский мужской монастырь
В 5 км от города Краснослободска на правом берегу реки Мокши расположилась главная православная обитель края.
Первым в этих местах появился «черный старец» иеромонах Дионисий, который основал «пустыньку». Скоро в Москву отправляются челобитчики просить Патриарха Никона о разрешении «...около Дионисевой пустыньки лес ранить и воздвигнуть вновь церковь». Грамота была подписана Патриархом в августе 1655 года (до 1930 года она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, где и пропала в начале 70-х годов XX века). Уже через год после благословения Патриарха была поставлена деревянная Спасская церковь с двумя приделами – Предтеченским и Казанским. Первые полтора столетия монастырь развивался медленно и напоминал скорее скит (в это время обитель называлась Спасова пустынь, что рядом с Красной Слободой). Во второй половине XVIII в. из четырех краснослободских монастырей только один Спасо-Преображенский оставлен монастырем, да и то нештатным; прочие закрыты. В конце ХVIII – начале ХIХ века монастырь был реконструирован. В это время возведен каменный Преображенский собор (1799), от которого сегодня сохранился только фундамент, братские корпуса и высокая трехъярусная колокольня (1855). В 1816 году была построена Александро-Невская церковь с больницей. В монастыре находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим (скончался около 1700 года). Окруженный с севера и востока красивым сосновым бором, монастырь обращен главным фасадом на широкую пойму реки Мокши с бескрайними заливными лугами. Его пространственная композиция – каре, образованное одноэтажными келейными корпусами, двухэтажным настоятельским и тремя угловыми корпусами. Монастырь был закрыт в 1928 году, в 1994 году возобновлен как женский, с 1995 года – мужской.
Спасо-Преображенский монастырь. 1961 год. Жемчужина архитектурного зодчества – Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь. В 1961 году – учебные корпуса сельскохозяйственного техникума. Вторая половина лета. На переднем плане копны сена. Рядом с одинокой копной западная часть комплекса: южная башня, барак вместо каменной стены, домовая церковь во имя Александра Невского, превращённая в поселковый клуб. На фоне сухого дерева возвышается колокольня с разрушенной подставкой для креста. К комплексу ведёт лесная дорога. Может, уже в то время художник предвидел, что со временем всем нам предстоит пройти этой дорогой, которая приведёт к Храму.
Дуб у Спаса. 1952 год. Слева – северная башня, где находилась богатейшая монастырская библиотека. Именно в ней хранился подлинник грамоты Патриарха Никона, разрешающей создать монастырь в нашем крае. За раскидистым дубом просматривается стройная колокольня. К великому сожалению, история не сохранила имя архитектора, построившего это чудо. Колокольня напоминает Саровскую, скорее всего, она и была образцом для подражания. История оставила нам имя строителя комплекса – саровский инок архимандрит Геннадий. В центре – южная башня, а за ней – убогий барак, поставленный на месте каменной ограды. Архитектурный комплекс южного крыла искажён надстройкой третьего этажа. На момент фотосъемки здесь жилые и учебные помещения Краснослободского сельскохозяйственного техникума. По воспоминаниям старожилов, возле дуба сидел монах, который продавал свечи, крестики, иконки
Забытая обитель. 1961 год. В бывшем к тому времени Спасо-Преображенском мужском монастыре находился сельхозтехникум. Это одно из крупнейших сельскохозяйственных учебных заведений мордовского края. Как учебное заведение он был основан в 1941 году на базе совхоза «Красный коноплевод» и одногодичной агрошколы. В 1951 году школа была реорганизована в Краснослободский гидромелиоративный техникум, который выпускал гидромелиораторов для всей страны. В 1956 году был преобразован в сельскохозяйственный техникум. Георгием Сергеевичем создан замечательный пейзаж: на переднем плане стайка гусей плавающих в речной заводи, на заднем – комплекс Спасо-Преображенского монастыря на фоне одинокого дерева. Роскошные луга и ряд молодых сосёнок с редкими кустами создают живописную картину это уголка Краснослободского края. Окруженный с севера и востока красивым сосновым бором, монастырь обращен главным фасадом на широкую пойму реки Мокши с бескрайними заливными лугами. Его пространственная композиция – каре, образованное одноэтажными келейными корпусами, двухэтажным настоятельским и тремя угловыми корпусами.
Краснослободский сельскохозяйственный техникум (бывший Спасо-Преображенский монастырь). 1961 год. В XVIII веке в результате хозяйственной деятельности человека он был в немалой степени вырублен. В описании за 1783 год Мокшанский лес характеризовался так: «лес растет строевой: березовый, осиновый, дубовый, липовый, между коим и дровяной, коего особо и каждого вымерить не можно. Для поташа не способен». В лесу водились дикие звери: медведи, волки, лисицы, куницы, рыси, лоси. Побывавший в пределах будущей Пензенской губернии западноевропейский путешественник (XIII в) Вильгельм Рубрук утверждал, что в Мокшанском лесу водились и олени. В лесу было много ягод и грибов, во множестве водились пчелы. Богатые природные условия Примокшанья привлекали внимание первопоселенцев.
Вид на Краснослободский Спасо-Преображенскикий монастырь. 1930-е годы. Судя по фотографии, которая является историческим источником, разорение в полной мере ещё не коснулось этой обители. На колокольне крест, кровля на южной башне шатровая, правое крыло еще двухэтажное, не надстроенное. Монастырь здесь и фон, и главное действующее лицо. Одинокий мужчина в лодке. Из бывших монахов? Или местный рыбак? Теперь и спросить не у кого...
Сенокос в примокшанских лугах. 1952 год. И вновь уникальная фотография: в объектив мастера попала жанровая сценка – покос на мокшанских лугах. Раньше сенокос в колхозе начинался в середине июня и был сродни празднику. Одевались во все свежее, постиранное, шли с радостным настроением и обязательно байками. Первым обязательно шел самый сильный и выносливый косарь. Много можно вспомнить о сенокосной поре в деревне. В колхозах сначала заготавливали сено для хозяйств, а потом к концу июля выделяли паи для подворий за сданное молоко, масло. Вот тут съезжалась вся родня, чтобы успеть убрать сено (отпуска приурочивали к этому времени). На фотографии время обеда и отдыха. Люди, утомлённые тяжёлой работой, отдыхают лёжа – ведь после непродолжительной паузы вновь за работу. За погожий день нужно сделать как можно больше. Во время сенокоса деревни были безлюдны. Иногда работники, чтобы быстрее закончить работу, оставались ночевать в лугах. Георгию Сергеевичу удалось мастерски передать атмосферу и коллективного труда, и коллективного отдыха.
Труженицы. И вновь картины сельской жизни. Закончен сенокос. Мужчины выполнили самую трудную его часть, в основном, в ручную скосили сочные травы. Сено подсохло и его необходимо быстро убрать с лугов. На переднем плане женщины нагружают высохшую траву на подводы. Это очень трудоёмкая работа и время от времени они отдыхают. Сцену короткого отдыха и запечатлел Георгий Сергеевич. А тучи подгоняют работниц.
Летний вечер в окрестностях города. 1961 год. На переднем плане две девочки, которые гонят гусей домой. Целый день вместе с птицами подружки плавали в Праме, пасли гусей на лугах. На заднем плане высокие деревья, в прошлом арестантский сад, и холмистая возвышенность, на которой проглядывают строения села Пригородного. Вдали необъятная ширь лугов, простирающихся до села Тенишево.
Полянки. 1961 год. Окрестность города село Полянки. Летний день. Старое русло Мокши, так называемая Старица. Вверху – строения, покрытые соломой. Слева – утопая в буйной зелени строящийся дом. Три женских фигурки, стоящих в лодке. В этой законченной композиции проглядывают рериховский мотивы.
Берег реки Мокши в районе старого моста. 1961 год. Внимание мастера приковано к одинокой лодке, частично вытащенной на берег. Слева – небольшой фрагмент моста через реку. Чуть выше лодки – развешанные для просушки рыболовные сети. Тихий летний день.
У моста через Мокшу. 1961 год. Берег реки. Развешанные рыболовные сети. Но динамику композиции придаёт фигурка рыбака в лодке, закидывающего сеть в воду.
Солнечные лучи. Мастер очень много времени посвятил передачи света. Его цветные фотографии опередили своё время. Перед нами чёрно-белый снимок. Там, вдали, калда (огороженная часть участка для скота). Вокруг необыкновенный простор лугов. Тучи и сквозь них падающие лучи солнца. И хотя самого светила не видно, оно буквально пронизывают всё окружающее пространство. Так и кажется, что наш краснослободский край залит божественным светом.
Картина родной природы. Небольшие домики на окраине его родного города. Вдали узнаваемы пейзаж: необъятная ширь лугов и, там, вдали медленно катит свои воды красавица Мокша. Картины как бы дышит покоем. Но мастер вводит и элемент динамики – два мальчика отвязывают корову или теленка.