Краснослободск Георгия Скворцова
Рассматривая фотографии Георгия Сергеевича, невольно поражаешься разнообразию жанров, в которых работал художник.
По сохранившимся фотографиям можно условно разделить творчество фотохудожника на три периода: до 1930-х годов прошлого века, виды города и окрестностей 1952 года, среди которых отметим уникальные цветные фотографии, и городские пейзажи 1961 года. В 1950-е и 1960-е годы художник фотографировал почти с тех же точек, что позволяет проследить временные изменения архитектуры города. Это делает снимки наиболее ценными не только с художественной точки зрения, но и как важнейший источник исторического краеведения. В 1952 году он приезжает на родину своего отца в село Стародевичье и посещает Краснослободск. Так появился цикл фотографий родного города.
Фотографии, сделанные Г.С.Скворцовым в 1961 году, отличаются своей зрелостью, композиционной завершённостью. Методично фиксируя облик провинциального Краснослободска, Георгий Сергеевич и не подозревал, что через полвека от объекта съемки останутся лишь небольшие следы. Благодаря фотохудожнику, который смог передать красоту и правдивость образов, мы имеем возможность увидеть архитектуру и кусочек предметного мира глазами человека того времени.
Вид Краснослободска с Мокши. Фотоколлаж. 1930-е гг. В целях защиты местного населения от набегов крымских татар и ногайцев по инициативе русского правительства в первой половине XVI века был построен ряд крепостей. Одной из них и стала Красная Слобода. Неизвестные нам строители выбрали для нее возвышенное место на левом берегу Мокши при впадении в нее речушки Прамы. Отсюда далеко вокруг хорошо просматривался участок враждебной земли, откуда могли показаться воинственные кочевники. Краснослободская крепость строилась подневольными людьми, именуемыми в документах «деловцами», которых насильно сгоняли местные воеводы из разных мест из расчета с пяти дворов по человеку «...с топоры, кирки, заступами, лопаты, лошади с телегою, да по ужилищу». Крестьяне-«деловцы» рыли глубокий ров, насыпали мощный земляной вал, на котором четырехугольником ставили деревянные стены с башнями, проезжими и глухими. Закладывая Красную Слободу, ее строители проявили не только умение ценить красоты местности, но и неплохие по тому времени военно-стратегические знания. На первый план, на самый край холма, они выдвинули военную крепость, которая охраняла среднее Примокшанье от набегов кочевников. Со сторожевых башен Краснослободской крепости хорошо просматривается местность по долине реки Мокши на 40–50 верст с севера на юг от приалатырских лесов, что за селом Ельники, до окрестностей соседней Троицкой крепости.
В свое время Краснослободская крепость неоднократно ремонтировалась, но по мере строительства новых, более мощных крепостей постепенно ветшала. Полный упадок крепости наступил к 50-м годам XVIII века. Это можно заключить по расписному списку Красной Слободы от 1 января 1752 года, составленному воеводой Василием Алфимовым: «…с городу и башен кровля погнила и свалялась. Тако ж оной город весь и башни гнилые и развалились во многих местах». Последние сведения о крепости мы находим в материалах экономических примечаний к генеральному межеванию Краснослободского уезда Пензенской губернии конца XVIII века: «В этом городе публичных строений: старинная четвероугольная крепость, обведенная с трех сторон земляным валом и вырытым рвом, с четвертой – натуральною крутою горою». Крепостные постройки обветшали и были разобраны для отопления зданий административных учреждений, рвы обвалились и засыпались землей. В первой половине XVIII века в Краснослободской крепости размещались соляные казенные амбары и кружечный двор, земляная тюрьма и двор воеводы.
Троицкий собор. На фото Георгия Сергеевича один из уголков старого Краснослободска. В центре – Троицкий собор. Это единственный храм, в сильно изуродованном виде сохранившийся до нашего времени. Рядом с соборной колокольней каменная сторожка. В конце 1950-х годов она была разрушена. Фотография позволяет установить хронологические рамки этих событий. В правом части – здание начальной школы. До 1917 года здесь находилась церковно-приходская школа. Скорее всего, эта фотография была сделана мастером в 50-х годах прошлого века. На ней изображён Николай Константинович Тенцев. После окончания начальной школы он вместе со своим дедом работал на постройке домов. По прошествии времени учился в вечерней школе, здание которой виднеется в правой части фотографии. До революции здесь был фруктовый сад, который хорошо виден со стороны деревни Зарека. Особенно красив он был весной в пору цветения. На фотографии середины ХХ века заросли кустарника да редкие деревья. В нескольких метрах от вечерней школы был городской парк.
Городской парк. Любимым местом отдыха жителей Краснослободска был городской парк. Сегодня уже мало кто из жителей помнит это. В основном оно осталось на картинах Б.А.Скрипкина и А.Д.Горбылёва. Фрагмент этого сада представлен на фотографиях 1912–1914 годов со стороны Мокши и деревни Зарека. Парк был очень старым, о чем свидетельствуют деревья в два обхвата. Вполне вероятно, что он возник в начале XIX века. Старожилы отмечали, что он имел форму неправильного четырёхугольника. Четыре аллеи соединялись двумя диагональными, в середине парка стояла ротонда для оркестра. После ликвидации Севостьяновского парка в городском саду был построен летний театр, где городская интеллигенция ставили пьесы для горожан. Несколько позднее, в начале 1930-х годов, парк украсила и танцплощадка. По вечерам в Краснослободске звучали вальсы, танго, мазурки, а также классические произведения. В летние дни горожане охотно отдыхали в городском саду. Его продолжал большой вишнёвый сад церковно-приходской школы, далее простирался большой ухоженный сад Ненюковых. Весной в пору цветения утопающий в зелени город был особенно красив. Старый городской парк после открытия райпромкомбината на месте полуразрушенного Троицкого собора постепенно приходил в упадок. Вековые деревья безжалостно вырубались. Там, где раньше был очаг культуры и отдыха, встали вновь построенные корпуса прядильно-ткацкой фабрики.
Вид Краснослободка со стороны Мокши. 1961 год. В левом углу – фрагмент моста через реку. На возвышенности Здание бывшего острога. На данное время – часть прядильно-ткацкой фабрики. Оно ещё не изуродовано надстройкой второго этажа. Хотя, тюремная церковь «Всех Скорбящих» уже уничтожена. В середине комплекс Краснослободской средней школы, которая после уничтожения церквей в этом районе является архитектурной доминантой. В низу, вдоль реки жилые здания. В центре спасательная станция с вышкой для прыжков в воду-любимое место отдыха горожан и гостей города в летнее время. Композиция – своеобразный исторический документ позволяющий увидеть эту часть города начала 60-х годов XX века.
Вид города с юго-западной стороны. 1961 год. Внешний вид города изменился, разрушена колокольня Благовещенской церкви, которая в полуразрушенном виде присутствовала на фотографии 1952 года. Ещё не надстроено здание бывшего острога для прядильно-ткацкой фабрики. Мастер показал природную красоту со стороны лугов за речкой Прамой. По кромке горы видны сады, да город буквально утопает в них. Невольно вспоминаются стихи нашего земляка-поэта и журналиста Валерия Топоркова:
Под необъятным небом синим,
Уверен, многим невдомёк,
Живёт во глубине России
Мой неприметный городок.
А в нём цветут сады хмельные
И бродит терпкий дух полей,
Выводит трели заливные
Любви предвестник – соловей.
Старый мост. 1961 год. Для того чтобы попасть в Краснослободск со стороны деревни Зареки, нужно было преодолеть три моста. Мосты были разборные. Каждый ремонт требовал много нового материала. Когда разливалась Мокша, население переправлялось через реку с помощью парома и лодок. Проезжающим через реку нужно было преодолеть Навзвозную гору. Позднее она была замощена булыжником, частично сохранившимся до настоящего времени. Чтобы гору не размывало, была уложена поперечная водосточная труба из дубового леса, и от неё вдоль горы шла открытая труба на протяжении 95 сажен (одна сажень – 2 метра 14 сантиметров), которая была отгорожена от проезжей части тумбами. Время от времени на горе от ливней образовывались большие промоины, которые закладывали хворостом и в некоторых местах поперёк промоин забивали сваи, затем всё засыпалось песком и утрамбовывали, полотно горы также заправлялось хворостом и шлаком.
Тюремный комплекс (острог). Фотография 1930-х гг. В правой части тюремный комплекс. В Краснослободске известен с 30-х годов XIX века. По указу Николая I во всех уездах по определённому плану строятся тюремные церкви. Рядом была церковь «Всех скорбящих». Она имела вид четверика, с трёх сторон к ней примыкали объёмы притвора и двух молитвенных помещений. В центре сквозной проход и два помещения по сторонам, в боковых частях имелись входы со двора бани и караульного помещения. Корпус казармы одноэтажный, прямоугольный, с небольшим выступающим коридором. По обе стороны камеры. Тюрьма была рассчитана на сорок мест. В советское время здание значительно перестроено и являлось частью прядильно-ткацской фабрики. В роковые 1930-е годы церковь была уничтожена, а комплекс потерял первоначальный вид.
Вид города со стороны примокшанских лугов. 1961 год. Когда Георгий Сергеевич в очередной (и последний) раз посетил свою малую родину, в городе не осталось главных доминант – колоколен и храмов. но стараниями фотохудожника он смотрится весьма живописно. Здесь и городские окраины, и отдельно взятые строения. Казалось, на фотографии ничего лишнего, всё это создаёт целостную картину старинного провинциального районного города, затерянного в просторах необъятной России.
Окраина. 1961 год. Улица Степана Разина, вдали на холме – село Пригородное, которое старожилы величают по старинке – Жабье. Перед нами окраина старинного русского города на мордовской земле. Контраст между центром и пригородом. Перед нами строения, напоминающие небольшую деревню. Однако это начало городской улицы. Небольшие уютные домики утопают в зелени фруктовых садов, которыми до 70-х годов прошлого века так славился наш провинциальный город. В левой нижней части фотографии пригорок, несколько детских фигурок делают этот пейзаж необыкновенно привлекательным.
Вид на Праму и луга. 1961 год. На фотографии мастера, сделанной с вершины горы от прядильно-ткацкой фабрики, величественная панорама окрестностей Краснослободска. Луговая дорога, раздваиваясь, вьётся вдоль Прамы. В правой части отрезок небольшой речушки Лекёшки. В начале XIX века она протекала по лугам близко от города и являлась границей городских угодий. Горожане вручную выкопали для неё новое русло, что позволило расширить земельные участки для огородов и сенокоса. Внизу, под горой, артезианская скважина. Из железной трубы текла необычайно вкусная холодная вода. На фотографии у источника возчик на лошади, наливающий воду в бочку. От источника отходит женщина, несущая на коромысле два ведра артезианской воды.
Вид на Мокшу и спасательную станцию. 1961 год. С самого высокого мокшанского венца, там, где до конца XVIII века стояла старая крепость Красная Слобода, открывается величественная панорама. В центре – величавая Мокша, несущая свои воды к далёкой кромке леса. Внизу фрагмент моста и дорога, ведущая в город. Динамичность картине придают фигурки двух велосипедистом, медленно везущие своих «железных коней». Впереди крутой подъём. По центру снимка – часть улицы со спасательной станцией. По берегам – снасти и лодки местных рыбаков. Конец лета, и на пляжах, ещё недавно оживлённых, безлюдно.
Мостик через овраг в начале улицы Коммунистическая (Малая Пензенская). 1961 год. В объектив фотоаппарата попал пешеходный мостик через овраг. Создаётся впечатление, что это картина небольшой деревни. С правой стороны буйная зелень. Краснослободск всегда славился своими садами, недаром в городском гербе «...в серебряном поле четыре сливные с пурпурными плодами сплетенные ветви в знак изобилия сего плода». В прежние времена у наиболее зажиточных горожан они занимали более гектара и содержались в идеальном порядке. Огромный старый сад был у Павла Николаевича Львова. Позже им стали владеть Фриновские. Большой ухоженный сад (перекресток улиц Степана Разина и Красноармейской) принадлежал подворью Ковыляйского монастыря. Позже на этом месте построят автостанцию.
Дом Севастьяновых со стороны начала улицы Коммунистической. 1961 год. В отличие от Саранска, где в угоду новостройкам нарушался рельеф города, в Краснослобоске он остался почти без изменений: Марычева гора, Гурьев спуск, хотя мало кто из теперешних жителей помнит эти названия. Одним из живописных мест города является овраг, который начинается почти от улицы Интернациональная (Большая Пензенская) и заканчивается, упираясь в Пионерскую улицу (Большая Печурская). По городу он идёт параллельно Красноармейской (Татарской). Одна из временных квартир Скворцовых находилась в районе дома Гурьева, поэтому Георгий Сергеевич прекрасно с детства знал эти места. Вполне возможно, фотография, сделанная им в 1961 году, была своеобразной встречей с юностью, проведённой в нашем городе. На переднем плане склон оврага, засаженный садовыми деревьями и овощными культурами. В центре дом Севостьяновых. Мастером он показан не со стороны фасада, а со двора. На фотографии ещё не появилась улица там, где располагался Севастьяновский сад. Чуть пониже дома Севостьяновых старый деревянный дом с фронтоном. Небольшое строение на гребне горы. И, конечно, буйная неухоженная зелень, которая гармонично вписывается в ландшафт районного центра. На фотографии не видно, но овраг перекрыт остаткам плотины, которая была частью нижнего пруда в комплексе Севостьяновского сада.
Луговая дорожка в Печуры со стороны речки Прамы. 1952 год. На возвышенности южная часть города, внизу часть улицы Пионерская, в памяти старожилов – Печуры. Справа домик Ганцевых Василия Ивановича и Александры Ивановны. В правой части фрагмент бывшего острога (на момент съемки – прядильно-ткацкая фабрика). Рядом – здание присутственных мест, построенное по проекту архитектора А.Д.Захарова, автора Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Далее дом Гурьевых (горсовет). В левой части добротный дом, на высоком фундаменте, сохранившийся до настоящего времени. В центре деревянная лестница, по которой жители нижней улицы поднимались в город.
Вид города Краснослободска с южной стороны. Фотоколлаж. 1952 г. Слово «красный» в названии города как нельзя лучше помогает понять замыслы и вкусы тех людей, которые заложили первые камни на самом высоком и живописном венце в долине реки Мокши. Этот высокий холм, на котором разместился Краснослободск, виден издали с трёх сторон, и только с одной, западной, темниковской, он не показывается до тех пор, пока не въедешь в город.
В центре фотографии архитектурный комплекс из красного кирпича Краснослободского духовного училища. На момент съёмки – средняя школа № 1. Главный корпус из красного кирпича был построен в 1893 году. Рядом с ним Треуголка – здание, построенное (приблизительно) в 1820 году. В нем располагалась начальная школа. Комплекс завершает здание с колоннами. В официальных документах оно значится как дом Муромцева. Однако оно было построено гораздо позднее – в 1840 году архитектором пензенского духовного ведомства Олделли. Стройкой руководил подрядчик – купеческий сын Калашников. В правой части фотографии дома с садами, расположенные по улице Коммунистической (Малой Пензенской). Внизу вдоль Мокши протянулась улица Пионерская. Левее центра – родовое гнездо Ненюковых, оставивших глубокий след в социальной и культурной жизни города. В то время в этих стенах находилась ветеринарная станция с лабораторией. Ранее здесь располагался фруктовый сад, который был особенно прекрасен в пору цветения. Это делало город необычайно красивым. В левой части – вечерняя школа на фоне полуразрушенного Троицкого собора.
На переднем плане – деревянный мост, упирающийся в Навзвозную гору, и одна из важнейших дорог, которая связывала город с Саранским уездом и называлась трактом № 13.
После разлива. 1952 год. Начало жаркого лета. Мокша ещё не успела полностью войти в свои берега. На части луговины, прилегающей к реке, неглубокие болотца. Они быстро прогреваются под щедрыми лучами летнего солнца. В реке вода ещё холодновата, а здесь, закатав повыше штаны, можно ходить по тёплой воде, ловить рыбу. Вода уже сошла с лугов и там, истосковавшись по сочной траве уже пасётся небольшое стадо. Прама почти вошла в свои берега, и очень скоро здесь появятся первые отдыхающие. Вдали городские огороды, обрамлённые старыми тополями. Справа тропинка, которая ведёт в центр города. Фотография пронизана щедрым солнцем. Особенно радостное настроение у ребят – впереди длинные летние каникулы.
Старый Краснослободск. Пичуры. 1952 год. Вдали видна церковь в Жабье. Вид на улицу Пионерская. Старожилы по привычке называли её Пичурами (от пещер, которые здесь были в незапамятные времена). В правой части крутая гора. В XVII веке её опоясывали крепостные стены. В XIX веке на этом месте находился острог. Под горой – артезианская скважина. Старожилы до сих пор помнят вкус её холодной воды. В левой части фотографии начало улицы. Сразу же за домами начинались луга и речка Прама. Жители города и приезжие гости в жаркие дни с удовольствием проводили свободное время на её берегах. За домами тополя. Это всё, что осталось от арестантского сада. На момент фотографирования там городские огороды. Вдали небольшая церковка, скорее всего, в селе Пригородном, или Жабье, так оно называлось в прошлом. Луга заканчиваются небольшими перелесками.
Дом Гурьевых. Начальный участок улицы Ленина (Смоленская). 1952 год. Поднимаясь по Гурьевой горе, путник попадал на улицу Смоленскую. Она была названа в честь Иоанно-Предтеченской церкви с приделом во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии. Это была одна из трёх улиц, вокруг которых сформировался город. Шло время. Улица получила новое название – улица Ленина. Дом Гурьевых построен в духе провинциального уездного города: первый этаж кирпичный, второй, где располагались жилые помещения – деревянный. В 1952 году в нём находилось одно из советских учреждений – городской совет. В правой части фотографии учебный корпус зооветеринарного техникума.
Краснослободск. 1952 год. Именно с этого места просматривались окрестности крепости Красная Слобода на 30 вёрст. Краснослободск исторически ориентировался на реку, удачно используя рельеф гористой местности. Фотография сделана с высокой возвышенности в южной части города. Улица Пионерская (Печуры) предстает в несколько ином ракурсе. На переднем плане фигура мальчика, который позирует фотографу стоя, на гурьевском спуске. На левом плане часть улицы Пионерской. Небольшие домики похожи на сельское поселение. Однако это характерно для всех провинциальных городков, где городские постройки сочетаются с сельскими. В правой части – городские огороды, обрамлённые старыми тополями. Большое пространство занимают луга, которые уходят к лесу, расположенному вдали. Несомненным украшением созданной фотомастером картины является колокольня архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского монастыря. Это уже не первая попытка художника донести до зрителя цветовую гамму этой прекрасной панорамы.
Вид с горы на деревню Зарека. 1952 год. Георгий Сергеевич вновь обращается к этому сюжету. На его фотографии старый мост. Но на этот раз он показан несколько иначе. Для того чтобы попасть в деревню Зареку, горожане и жители деревни спускались с Навзвозной горы и попадали на мост. В 1970-е годы, когда перестала действовать артезианская скважина, вода вырвала кусок горы, и он сполз вниз, похоронив навзвозную дорогу. В правой части фотографии место слияния Мокши и речушки Прамы. Дорога после моста причудливо изгибаясь, уводит путников в Старое Зубарёво. Вдали полоска соснового леса.
Река Мокша. 1952 год. Невольно вспоминаются слова историка Д. Хоскинга: «Русский город в XIX веке распался на две контрастировавшие между собой части. Геометрически чёткий и компактный центр, окружённый со всех сторон застройками сельского типа». Как это характерно для старого Краснослободска, запечатлённого мастером! Еще одна цитата, теперь уже с просторов интернета: «Люди живут в каких-то старых домишках, крытых щепой и построенных ещё явно в дореволюционные годы. “Сталинское изобилие”, о котором так любят рассказывать фанаты СССР, до Краснослободска явно не докатилось»
Сосны в Старом Зубарёве. 1952 год. Особенно удачны пейзажные зарисовки Георгия Сергеевича: в объектив фотоаппарата художника попадают сосны в окрестностях Старого Зубарёва и Спасо-Преображенского монастыря. Лес – кормилец для местных жителей. Кто с грибами и ягодами для себя, сеном для домашней скотины, целебными травами для здоровья, валежником да дровами – для печи, крепкими сосновыми срубами для хозяйства, никого не оставит лес без подарка и угощения! Знай только – не ленись, запасайся вовремя, как эти две труженицы из Зареки или Зубарёва. А какой колорит у этой фотокартины! Шишкин да и только...
В лугах. 1952 год. Краснослободск от слова «красный» – красивый. Особенно живописны окрестности города, которые и запечатлел Георгий Сергеевич. Перед нами один из чудесных уголков. Мальчики отправляются на рыбалку. Вдали, на фоне необъятных лугов, проглядывает красавица Мокша. Мы видим лишь небольшую её часть, но удочки и корзинка в руках одного из мальчишек красноречиво говорят о цели похода ребят. Мастер как всегда выбирает самое главное, такое ощущение, что в этой картине родной природы нет ничего лишнего.
После разлива в окрестностях села Зареки. 1952 год. Перед нами небольшие баклуны в районе деревни Зарека. Весной красавица-Мокша, во время разлива заливает окрестные луга, да и саму деревню. Проходит время, вода возвращается в своё русло и, на радость селянам, которые занимаются огородничеством, остаются небольшие водоёмы Ребятишки, корзинками ловят оставшуюся там рыбу, а огородники используют эту воду для полива своих грядок. На фото довольно живописная картина достойная кисти художников, передающих красоту родной природы.
Уголки старого Краснослободска. 1952 год. На фотографиях Георгия Сергеевича много старых построек. Пустые окна, покосившиеся крыши и заборы, почти нет новостроек – всё это указывает на бедность. Город кажется заброшенным. Прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной и два десятилетия с начала коллективизации. Как пишет один из комментаторов творчества Г.С.Скворцова, «...вижу тут только картину того самого старого быта, о ”победе“ над которым советские идеологи бодро отрапортовали ещё в 1930-е годы. Мол, старый быт ушел, живем теперь по-новому. Люди живут в каких-то старых домишках, крытых щепой и построенных ещё явно в дореволюционные годы. “Сталинское изобилие“, о котором так любят рассказывать фанаты СССР, до Краснослободска явно не докатилось.».
Пастораль на фоне старинного города. 1952 год. В объектив фотоаппарата Георгия Сергеевича попадает бытовая сценка: мальчик, пасущий гусей. Однако основное внимание привлекает, казалось бы, второстепенный фон этой сценки – город этого времени. Архитектурная доминанта города к 1952 году сильно искажена. В центре – колокольня Благовещенской церкви, которую начали разбирать. Уже не видно колокольни Троицкого собора. Следовательно, к этому времени она была уничтожена. Пока ещё не перестроено здание острога (тюрьмы), но уже уничтожена церковь «Всех скорбящих». Рядом со зданием тюрьмы находится уездное казначейство. На верхнем этаже помещались уездный суд с дворянской опекой, земский суд, городническое правление; на нижнем – уездное казначейство с кладовой, комнаты для жилья городничего; во флигелях – архив, людская и кухня, каретный сарай и погреб, комнаты арестантов и полицейских служителей. На момент съёмки в здании находились советские учреждения.
Вид на деревню Зарека. 1952 год. На фотографиях мастера живописны не только архитектурные ансамбли и улицы города, но и окраины. Перед нами панорама деревни Зарека и окружающей местности, сделанная с высокой возвышенности южной части города. Большое пространство занимает река Мокша. Фотографу удалось не только показать реку и залив. Кажется, что она наполнена солнцем и излучает его свет. В левом части фотокартины мост, несколько больших лодок и дорога, уходящая в сторону Старого Зубарёва и далее в Саранск. В центре Зарека, утопающая в зелени садов. Отсутствие людей создаёт впечатление умиротворения, покоя.
Вид на село Пригородное со стороны лугов. 1952 год. Композиционным продолжением города является село Пригородное. На фотографии его панорама. Это одно из старейших сёл Краснослободского района. В XIX веке оно было отделено от города. Шло время. Село застраивалось в сторону города. На момент съемки оно почти слилось с городскими окраинами. При детальном рассмотрении можно увидеть его фрагменты. Фотография имеет не только эстетическую ценность. Это своеобразный исторический источник, позволяющий представить внешний вид и проследить развитие поселения этого периода.
Краснослободск с мокшанских лугов. 1952 год. После Великой Отечественной войны городские власти занялись дорогами. До этого времени одна из наиболее востребованных – почтовый тракт от станции Ковылкино (Арапово). Он шёл через Верхнюю Лашму, Троицк, Изосимовку, Волгапино, Резеповку, Рыбкино, Ефаево, Тенишево, Плужное, Гумны и Жабье (Пригородное). Однако у этой дороги было много минусов – крутые спуски и подъёмы, что делало её особенно труднопроезжей в пору затяжных дождей, весенней и осенней распутицы. Её начали мостить ещё в 1914 году, однако война прервала эту реконструкцию. Но строители успели возвести мосты на особо трудных участках: выезд из Троицка, въезд на Шаверскую гору, выезд из Жабья, въезд на Баннову гору. Когда в весенне-осеннюю распутицу эта дорога становилась труднопроходимой (в народе ее называли верховой), ездили по лугам. В просторечье эта дорога называлась песками или говорили: «поедем низом». До Ковылкина в этот период ехали через Зареку, Старое Зубарёво, Самозлейку, Кичатово, затем на Троицк сыпучими песками. Этот путь не требовал особенных затрат на ремонт, однако был закрыт в пору сенокоса.
Выезд из города на деревню Зареку шёл от навзвоза, затем через мост. Далее по прямой можно попасть в Саранск.
Ещё одна дорога шла из города в луга на Грачёвники, Аракчеево, Русское Маскино и уходила на Ельники.
В центре панорамы стоит колокольня Благовещенской церкви, уже лишенная купола.
«Золотой овраг». 1952 год. В поле зрения мастера попадает овраг, который является границей между Краснослободском и деревней Старые Горяши. В народе это живописное место называется «Золотой овраг». Возможно, не случайно мастер запечатлел этот уникальный уголок. Может быть, он в детстве приходил сюда и был поражён его неброской красотой. Кроме притягательной силы, овраг был в центре множества слухов и легенд. В отличие от Сивинских оврагов, «Золотой овраг» не кажется зловещим и таинственным. По легенде, опубликованной в Пензенских губернских ведомостях за 1869 год, именно здесь пугачёвцы спрятали награбленные сокровища. Овраг начинается недалеко от дороги на Ельники и упирается в место, где в начале XIX века был купоросный завод Абрама Дмитриевича Муромцева и которое старожилы называют «Чёрной землёй». К сожалению, ныне жители некоторых близлежащих домов постепенно превращают его в мусорную свалку.
Архитектурный комплекс Краснослободского духовного училища. 1952 год. На момент съёмки - Краснослободская средняя общеобразовательная школа № 1. Парадное по стилю здание построено в 1893 году. Мастер с любовью запечатлел эту жемчужину провинциального зодчества. С 1923 года в ней располагалась средняя школа, которую окончил Георгий Сергеевич. За фасадом школы виден дом Муромцева, «здание с колоннами». Построено в 1844 году по проекту архитектора Олделли. В нём находились квартира смотрителя (директора) училища, библиотека. Справа фрагмент так называемой «треуголки» – здания, построенного предположительно в 1820 году. В левой части – северо-восточный флигель времён Абрама Дмитриевича Муромцева. Архитектурный комплекс замыкает Соборную площадь с юго-восточной стороны.
Товарищеская встреча по футболу. 1952 год. Совсем недавно закончилась война. В каждом районном центре СССР, каким был и Краснослободск, была своя футбольная команда. Имена Льва Яшина, Эдуарда Стрельцова, Игоря Нетто знала вся страна. Слева сидят болельщики, пришедшие загодя, чтобы занять удобное место. Интерес к матчу подогревает атака любимой команды. Вполне возможно, что перед нами кульминация игры: основная масса болельщиков замерла в предкушении победного гола; некоторые, наиболее нетерпеливые, вскочили с мест и стоя наблюдают за развитием событий. Слева от ворот видна электростанция, за ним здание присутственных мест. Справа дом Гурьевых и фрагмент учебного корпуса зооветеринарного техникума.
Архитектурная композиция бывшей юго-западной части Соборной площади. 1952 год. Футбольная баталия продолжает приковывать внимание. Зрители, которым не хватило места на скамейках, выстроились на тротуаре вдоль дома Севостьяновых. Все с нетерпением ждут результатов игры любимых команд. Большая группа любителей этой игры стоит за воротами. Фотография имеет историческое значение, благодаря этому снимку мы знаем как первоначально выглядела эта архитектурная композиция до различных переделок в советское время.
Неизвестное село. 1952 год. И вновь очередная загадка из богатого фотонаследия Георгия Сергеевича. Какой населённый пункт изображён на фотографии: Пригородное, Каменный Брод, Старое Девичье. В 1952 году мастер побывал во всех этих населённых пунктах. Однако фотография оказалась в группе краснослободских. Стало быть, это Пригородное, которое старожилы до сих пор называют Жабье. Рельеф местности позволяет принять эту версию. В таком случае перед нами уникальный пейзаж с церковью. До сих пор не найдено не одного изображение храма этого населённого пункта краснослободского края. Поражает передача световой гаммы на изображении. И это в 1952 году.
Мокшанская пойма. 1952 год. Вид мокшанской поймы с южной окраины города. Внизу мальчик распутывает привязанного телёнка. В XVI и XVII веках на месте поймы рос «чёрный лес», т. е. заповедные дубравы. В XVIII веке он был вырублен и послужил топливом в домницах трёх местных чугунолитейных заводов. В центре – городские огороды, обрамлённые тополями, посаженными в конце XIX века арестантами Краснослободского острога. Вдали одно из старейших поселений края – деревня Старое Зубарёво. Чуть дальше архитектурная жемчужина – Краснослободский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в XVII веке. Видна только его колокольня, чудом сохранившаяся после роковых 1930-х годов. После его закрытия и образования в нём учебного заведения в духе новой идеологии колокольня должна была быть уничтожена. Однако ей нашли практическое применение – в ней была размещена водонапорная башня.
Дом Севостьяновых. 1952 год. На фотографии – часть улицы Ленина (Смоленской). В центре – жемчужина провинциального зодчества – дом Севостьяновых. Этот дом был куплен уездным земством в 1879 году у Владимира Константиновича Севостьянова. Родовое гнездо Севостьяновых стало с этого времени земской управой. Здесь же собирался и уездный земский съезд. Большой каменный сарай справа служил складом для сельскохозяйственных орудий. Здесь же находились элитные семена, которые земство выписывало для продажи крупным землевладельцам и крестьянам. С 1886 года земская управа приобрела по соседству землю у Ивана и Степана Ненюковых – почетных граждан города Краснослободска. Слева – второе здание, принадлежавшее земству, и также двухэтажное. Оно было построено в 1881 году для земской больницы на 40 больных. На втором деревянном этаже располагались палаты для больных, нижний каменный служил для осмотра и приема пациентов, здесь располагались кухня, помещение для инфекционных больных, операционная. Всего в здании было 25 комнат. Во дворе находились баня, большой сарай для дров. Тут же располагался морг. Об эффективности лечения в земской больнице говорят следующие факты. В 1896 году на излечении находились 1 384 человека, из них выздоровели 1 259, умерли 50. В земской больнице жителей уезда лечили бесплатно, а с иногородних взималась плата – по 25 копеек в сутки с крестьян (что составляло однодневный заработок чернорабочего), а с других сословий – дворян, духовенства, мещан – по 60 копеек. На момент съёмки в здании с колоннами находились редакция районной газеты «Знамя труда» и райком комсомола. В здании земской больницы был открыт зооветеринарный техникум.