Краснослободский рынок Часть II
Георгий Сергеевич Скворцов оставил нам серию жанровых зарисовок с краснослободских базаров 1952 года.
Ларек Гуменского сельпо. 1961 год. На рынок в Краснослободске выезжали и местные магазины. На переднем плане – сценка возле ларька «Райпотребсоюза». Мастер даёт типы социального общества того далёкого времени. Мы видим довольно скудный (по нашим меркам) перечень товаров. Тем не менее, у торгового заведения очередь. В центре – горожанка. Она одета довольно сносно по тому времени. Рядом с ней селянки с мешками в национальных костюмах. Они уже купили все необходимое и на ходу разглядывают продукцию сельпо. Фото Георгия Сергеевича своеобразный слепок того далёкого времени.
Молочницы. 1961 год. На переднем плане – колхозницы, предлагающие топлёное масло или молоко. По определённой традиции оно разлито в стеклянные бутылки. В правом углу женщина с бидончиком.
Скотный ряд. 1961 год. Сценка продажи коровы. Хозяин успокаивает животное, гладя его по голове. Женщина, очевидно хозяйка, доит корову, показывает потенциальной придирчивой покупательнице, насколько богат удой.
Встреча старых подруг. 1961 год. В центре – три женские фигуры в национальных костюмах. Одна из них о чём-то оживлённо говорит, остальные с нескрываемым вниманием слушают подругу. К женщинам прислушивается мужчина, который продаёт картошку. Пока нет покупателей всё внимание продавца приковано к встретившимся колхозницам. Рядом проходящий молодой мужчина, он без рубашки.
Женщина-мокшанка. 1961 год. Она невольно позирует мастеру. У неё довольно усталый вид, да и не удивительно. Посещение рынка, поиск необходимого товара довольно утомительная процедура. Скорее всего, и приехала она из не близкого села. На ней национальный костюм – маркер культуры и статуса. Мастеру невольно позирует и молодой парень в фуражке и шароварах.
Главспирт. 1961 год. Ещё одна жанровая сценка. Скучающий продавец стоит в кузове грузовика, превращенного в магазин. Перед ним несколько ящиков с бутылками лимонада. Торговое действо подходит к концу. Алкогольный товар продан, а оставшийся лимонад не пользуется спросом. Сама фигура одинокого продавца выражает крайнюю степень скуки и безразличия к окружающей действительности.
Базарные страсти. 1961 год. Базар подходит к концу. На переднем плане – женщина в национальном костюме. Жарко. Она быстро идёт, держась за голову. Рядом с ней довольно колоритная фигура подростка. Мастеру удалось создать психологический портрет молодого человека. Парень исподлобья, с недоброжелательностью смотрит в упор на рядом идущего человека. Картину дополняют кулаки, судорожно спрятанные в оттопыренные карманы. На заднем плане группа женщин, очевидно, очевидцы произошедшей за несколько мгновений до этого сцены, с большим интересом смотрят им вслед.
Домой с покупками. 1961 год. Купив необходимый товар для домашнего хозяйства на рынке, селяне собирались в обратный путь. Но не всегда автобусы ходили в нужном направлении в нужное время. Да и асфальтированных дорог не было, были лишь направления и грунтовки. Поэтому большой удачей был попутный транспорт. На фотографии, судя по шашечкам на двери автомобиля, грузовое такси. Довольные покупатели заполнили весь кузов, ожидая отправки. Женщина в национальной одежде прощается до следующего базара с подругой. Шофёр в предвкушении небольшого заработка, терпеливо ожидает опоздавших пассажиров.
На телеге – в роскошную жизнь. 1961 год. Красиво жить не запретишь! Муж и жена сделали удачную покупку. Это большой диван, обитый гобеленом, с валиками – признак высокого достатка. Фотограф заснял их в тот момент, когда довольные супруги с большим трудом грузят своё вновь приобретённое сокровище в телегу. А вокруг кипят вечные человеческие страсти: зависть, радость, надежды.
Тихая деревенская улица. 1961 год. В левой части фотографии небольшой овражек. Скорее всего, снимок был сделан в деревне Зареке или на Полянках. Извилистая дорога. Вдали строения. В правой части дом с покосившимся забором. Тишина и покой. Картину оживляет одинокая фигурка женщины с небольшой корзинкой. Милая Краснослободская сторонка.
Вид окраины города со стороны села Пригородного (Жабья). 1961 год. Улицы Малая Ляховка и Ляховка свое название получили, вероятно, от поляков, живших в Панской Слободе, которые «обслуживали царские конюшни и скотные дворы». Известно, что в XVII веке Россия вела изнурительные войны с Польско-Литовским государством. Поскольку Красная Слобода была дворцовой вотчиной, именно сюда ссылали часть пленных поляков. На фото Г.С.Скворцова западная часть города в 1961 году. Отрезок дороги, который поднимается вверх, назывался банновкой. Вполне возможно, что в незапамятные времена здесь было много бань. Новое упоминание «Банновой горы» приходится на время Первой мировой войны. Пленные немцы и австрийцы, которые оставили следы своего пребывания в нашем городе в виде части замощённых улиц, предложили проект акведука (большого каменного моста), который соединял бы город (в районе банновки) с селом Жабьем. Взамен они просили сократить своё пребывание в Краснослободске и после завершения строительства отправить их на родину. Однако у «отцов города» не было ни денежных средств и материалов, ни желания для осуществления этого грандиозного для нашей глубинки проекта. Однако легенда осталась в памяти старожилов. Слева на фотографии сады, которыми был так богат наш город. Слева, под горой, последняя улица, которая по плану 1848 года являлась продолжением Подгорной и называлась Большая Печурская.
Вид города со стороны старого моста через Мокшу. 1961 год. Красив наш город, раскинувшийся по кромке горы, в любое время года! Именно здесь, на месте древнего мордовского укрепления, и возник он в XVI веке. По легенде, когда войска Ивана Грозного отправились покорять Казань, прошли они этими местами. Понравилась высокая возвышенность царю, и повелел ставить здесь острог. Эта легенда нашла отражение в поэме М.Уездина «Буря над Мокшей». Глядя на фотографию, невольно хочется связать возникновение родного города с этой легендой. Как знать, существует много версий на этот счёт. История иногда надёжно хранит свои тайны.
Рыбаки на Мокше. 1961 год. Четыре друга в окрестностях красавицы Мокши. Лето – отличная пора для активного отдыха, одним из видов которого является рыбалка. Рыбаки после долгого пути приближаются к Мокше. В правом части снимка – широкая луговая дорога. Закончен сенокос, сено вывезено с лугов, поэтому она так хорошо просматривается и на фотографии. В центре кадра – Мокша. У каждого рыбака по нескольку самодельных удилищ, что гарантирует хороший улов. Но и удача не помешает!
Панорама Примокшанья. 1961 год. Мастер создаёт композицию, основанную на видовой панораме, открывающейся с горы на северо-западную часть лугов Мокши. Высокий бугор, на котором растёт колючий куст расторопши (татарника), делает снимок необычайно живописным. Внизу – часть улицы Пионерской (Печурской). Вдали – луга и холмистая возвышенность, на которой просматривается одно из древнейших поселений краснослободского края – село Пригородное (Жабье).
Околица. 1952 год. Вдали, на возвышенности, наш родной Краснослободск. Город с западной стороны смотрится особенно красиво. По крутым склонам вверх поднимаются улицы. Дома под разноцветными крышами утопают в зелени. Город красив в любое время года. Когда под майским солнцем буйно цветут сады, то кажется, что он оделся в белую рубашку. Всюду зелень: в палисаднике, у крыльца, во дворе, возле двора. Десятки сортов яблонь, груш, слив, вишен. Воздух настоен на нежных запахах цветов. В город словно возвращается зима – всё запорошено нежными белыми лепестками. Краснослободск по праву называют городом-садом. Здесь насчитывается около 400 гектаров плодово-ягодных насаждений. Не случайно на гербе города сливовые ветки с плодами – символ садоводства.
Детские забавы. 1961 год. Георгия Сергеевича не только привлекал исторический центр города, но и улицы, похожие на сельское поселение. Перед нами именно такая городская улица, расположенная на окраине. Небольшие домики, утопающие в зелени. Широкое пространство между противоположными домами делает улочку особенно привлекательной для детских игр. Извилистая дорожка, похожая на тропинку, пушистая трава-мурава создают иллюзию простора. Динамичность фотографии придают фигурки играющих детей. А там, вдали за буйной зеленью, красавица Мокша.
Юные продавщицы. Краснослободск необычайно богат садами. В урожайные годы яблоки, сливы, вишня, груша пользовались большим спросом не только у жителей района. Правда, много их владельцы садов сдавали на консервный комбинат. На фотографии мастера три девочки-подружки, продающие ароматные сливы. Они с серьёзным видом ожидают покупателей сидя у забора. Перед ними горки фруктов в чашках. А рядом еще две полные корзины. В случае удачной продажи родители дадут часть денег на сладости и кино. Фотомастеру в очередной раз удалось показать сценку из провинциальной жизни небольшого городка.
Городская улица. Знойный полдень. 1961 год. Улица многолюдна, скорее всего, базарный день: на переднем плане несколько женщин, расходящихся по своим домам с покупками, у всех – полные сумки и корзины. В центре основные транспортные средства того времени – велосипед и лошадиная повозка. То тут, то там на дороге непременные «атрибуты» гужевого транспорта.
Вторая половина лета. 1961 год. Сенокос уже закончен. На лугу близ города одинокий стожок сена. Рядом неброские цветы, последний подарок уходящего лета. В левом углу Прама – речка, которая впадает в Мокшу в городской черте. Вдали городские строения, похожие больше на деревенские. Хотя строящееся многоэтажное здание школы-интерната говорит, что перед нами всё-таки город. Вдали за стогом виднеется одна из старейших деревень краснослободского края – Старые Горяши, названная так по горелому месту, выжженному под пашню... Почти как на полотнах Левитана – покой и умиротворение.
Вид на Праму. 1961 год. Конец улицы Пионерской (Большой Печурской). На высокой горе центр старого Краснослободска. А здесь деревенские дома с огородами. Во время разлива речки Прамы вода частично заливает улицу, принося на огороды плодородный ил. Граница огородов отмечена большими деревьями. Вторая половина лета. Чуть поодаль небольшие стога сена. Вдали за речкой Прамой луга, которые простираются до самого леса. Летом хорошо купаться и загорать на Праме.
По дороге в Старое Зубарёво. 1961 год. По пыльной дороге медленно движется повозка. Мужчина возвращается из города домой. На телеге бочка, которую он купил у бондаря. Старое Зубарёво лесная деревня. Приближается конец лета – скоро пойдут грибы. Вот тут то и пригодится эта, весьма нужная покупка. Георгию Сергеевичу у далось создать удивительную картину на фоне Краснослободска. В левой стороне снимка угадывается река Мокша.
Продолжение следует...