Старое Синдрово до 1917 года
До Октябрьской революции высшим органом самоуправления был сельский сход.
В первой главе на основе данных археологов и архивных материалов мы сделали попытку описать краткую историю села, начиная с VII века до нашей эры и заканчивая началом XXI века нашей эры, а это две тысячи семьсот лет. В этой главе мы остановимся на некоторых аспектах жизни синдровчан в экономической, политической, культурной сферах в досоветский, советский и постсоветский периоды.
Отмена крепостного права в 1861 году и последующие реформы в стране привели к упадку натурального хозяйства крестьян. Имея не очень плодородные земли, они не могли существовать только за счет земледелия. Домашнее ремесло постепенно переросло в промыслы. И теперь известно, что синдровчане прославились, например, плетением лаптей, которые пользовались спросом в уездных городах и торговых селах.
Почвенный покров был довольно разнообразен: это местность преимущественного распространения дерново-подзолистых, светлосерых и серых лесных почв, требующих постоянного удобрения. По этой причине крестьяне требовали более справедливого земельного передела, ибо наиболее плодородные земли давали урожая примерно в 8 раз больше, чем неплодородные. Не случайно весь земельный надел был разбит на пять разрядов по качеству. С самого высокого, первого разряда, с десятины снимали 12 телег озимой ржи, а с пятого, наименее качественного, всего 1,5 телеги, отсюда и стоимость десятины первого разряда 514 рублей, пятого - 8 рублей 20 копеек.
Земледелие сельчан было ориентировано на возделывание продовольственных, кормовых и технических культур. Наиболее высокие и стабильные урожаи давала озимая рожь, ее и возделывали больше всего. Из яровых культур распространены были гречиха, овес, просо. Кроме того, синдровчане выращивали картофель, горох, чечевицу. Многовековый опыт возделывания различных культур научил наших земляков их комбинированию, потому что случались страшные неурожайные годы. Например, с 1861 по 1905 год на нынешней территории республики было 17 неурожайных лет.
Конъюнктура рынка диктовала выбор культур. Цены на зерновые культуры в конце XIX - начале XX века выросли на 50%. Объясняют этот фактор, кроме неурожая, еще увеличением сельского населения, что влекло за собой сокращение на душу населения посевных площадей. Одна из причин образования села Новое Синдрово в начале 40-х годов XIX века тоже крылась именно в этом: не хватало земли для молодых семей. Кстати, общинная форма землепользования в Синдрове функционировала до начала 30-х годов XX века.
Веками сельскохозяйственными орудиями труда на селе были соха, косуля, деревянный или железный плуг, серп, коса, грабли и деревянный цеп. У зажиточной части синдровчан (которых большевики назвали кулаками-мироедами) были сеялки, веялки и другие сельхозмашины.
Крестьяне Синдрова по сравнению с крестьянами других поселений волости лучше были обеспечены скотом. Выращивали они крупный рогатый скот, коней, овец, домашнюю птицу. А вот свиноводство не было популярно. Большинство жителей (89,3%) держали коров. На 373 двора (1911) приходилось 527 лошадей, но 18,2% хозяйств их не имело, а у 40,5% хозяйств их было две и более.
Скот у синдровчан пасся в общинном стаде, пастух нанимался из однообщинников за определенную плату. В синдровской общине было четыре стада: в двух пасли лошадей, в третьем - крупный рогатый скот, а в четвертом - овец.
Так как своего базара в Синдрове не было, выращенная продукция вывозилась на продажу прежде всего в Краснослободск и в село Сивинь.
Занимались синдровчане и пчеловодством, а мед продавали на базарах.
Река Сивинь в то время была очень богата рыбой, поэтому жители занимались и рыбной ловлей. Прекрасный лес, окружавший Синдрово, тоже кормил жителей. В лесах обитало многочисленное зверье, росло много ягод, грибов. Все это помогало крестьянам в неурожайные годы.
Но синдровчане занимались не только земледелием. Подворная перепись крестьянских хозяйств 1911 года показала, что 162 двора (43,4 %) вели какое-либо промышленное хозяйство. В основном они были связаны с обработкой дерева и растительных волокон. В селе на этот момент были три кузницы (авторы этих строк гордятся тем, что одной из кузниц владел дедушка Василия Филипповича (прадедушка Евгении Васильевны) - Иван Кирдяшов), два кирпичных, три веревочных и один дегтярный «заводик».
В Старом Синдрове был развит также экипажный промысел. Здесь изготовляли простые дровни, возовые сани, кошни для выездов на свадьбу, в гости. Крестьянские хозяйства также изготавливали бочки, дуги, лапти, рогожные кули, мочалки, валенки, лопаты и многое другое. Становилось выгоднее покупать некоторые изделия, чем производить их своими силами. Многие синдровчане стали специализироваться на изготовлении продукции, имевшей спрос на рынке.
Промысловая работа в основном ложилась на плечи мужчин, а пухопрядение и вязание теплых вещей - на женщин. По данным той же переписи, более 200 мужчин занимались каким-либо промыслом, а еще 122 мужчины - торговлей.
Синдровчане подрабатывали и на ближайшем винокуренном заводе. Он был одним из двух крупных предприятий подобного типа. Как уже отмечалось, его продукция довольно высокого качества поступала в разные уголки России. Так, в рапортах земского суда от 3 февраля 1818 года содержатся прошения чиновника 12 класса Егора Мемера о доставке синдровского спирта в Санкт-Петербург.
В селе был развит и отхожий промысел. Начиная с конца XIX века ежегодно из села уходили на заработки более 100 человек (на железную дорогу, на строительство). На работу уходили в Саратовскую, Астраханскую губернии. На судоходных реках - Мокше, Суре, Волге - занимались бурлачеством, доставкой груза, плавали даже по Амуру. Некоторые синдровчане занимались извозом. Им до самой революции занимался наш дед (прадед) по материнской линии, имевший прекрасных лошадей.
Вызывают интерес у современников вопросы управления и самоуправления в мордовских поселениях.
До Октябрьской революции 1917 года высшим органом самоуправления в Синдрове был сельский сход. В его состав, как правило, выбирались наиболее авторитетные, трудолюбивые, справедливые сельчане. На сельских сходах решались жизненно важные для синдровчан вопросы: выборы сельского старосты, управленческий персонал волости, арендные договоры, уплата налогов, «помочи» - организации помощи односельчанам, строительство и ремонт общественных мест, организация и чистка улиц, строительство и ремонт дорог и мостов, опека над сиротами и др. Управленческий аппарат схода состоял из сельского старосты, сборщика налогов, писаря, десятского. Вот таков был состав «бюрократии» в то время.
Сельский староста отличался своим примерным поведением, зажиточностью, опытом. Избирался он на три года. Жалованье в год составляло 60 рублей. Выборы были вполне демократичными, говоря современным языком. Обязательной считалась альтернатива: кандидатур было несколько. Переизбирать старосту могли только в том случае, если он тяжело болел или бездельничал. Все выборные лица были подотчетны сельскому сходу, который принимал решения двумя третями голосов. Кстати, выборными должностями считались еще вахтер общественного магазина, пожарный староста, помощник десятского, караульщики полей, лесов, а также уполномоченные для присутствия на волостных сходах.
Надо еще отметить и тот факт, что выборы не обходились без своего «лобби», так называемых толкачей, которые поддерживали ту или иную кандидатуру. Состав сельского схода в основном состоял из лиц старшего поколения, только после революции членами схода стали и молодые люди.
В среднем, согласно смете расходов, на содержание дорог, ночных караульщиков, пастухов, а также на уплату старосте, сборщику налогов, школе, церкви получалось по 65 копеек на душу населения. А все платежи синдровчан, в том числе и государственные, составляли на человека в среднем 3 рубля 90 копеек.
Эффективность работы схода подтверждают, например, такие факты: сход регулировал вырубку леса. Массовые порубки производились только один раз в 20 лет, но прореживание - каждый год. Сбор орехов, ягод тоже регулировался сходом.
Синдровские крестьяне лучше обеспечивались земельными наделами, чем соседи, так как они были государственными крестьянами, которым полагалось 10 десятин на ревизскую душу. Если в целом по уезду надел составлял 5,1 десятины, то в Синдрове - 9,4 десятины, то же и с лесом.
Мы уже отмечали, что рождаемость в Синдрове была очень высокой, поэтому к началу XX века в общине наблюдалась резкая нехватка земли: население удвоилось, а земельный надел остался прежним и равнялся 4 565 десятинам. Сравните: в 1864 году на едока приходилось 3,46 десятины надельной земли, в 1911 году - 1,74. Такое положение дел вынуждало синдровчан больше уделять внимание ремеслам, кустарному производству, раскорчевке кустарников, осушению болот, а многие совсем покидали родное село.
Крестьянская община строго следила за соблюдением культуры земледелия. Так, общиной была принята трехпольная система. Первое поле засеивалось озимой рожью, второе - разными яровыми посевами, третье оставлялось под пар (примерно 38%).
Довольно справедливо община использовала количественные и качественные переделы, так как почвенный покров Синдровской дачи был довольно пестрым. Поэтому община могла изменять не только число полос, их ширину и длину, но также качественный покров, состоящий из пяти разрядов. Такие переделы с конца XIX века производились один раз в 8 лет. Частые переделы, по мнению сельчан, не способствовали повышению качества земли, тем более синдровчане научились удобрять не очень качественные земли. Не случайно поэтому, что каждые восемь лет в Синдрове с большим шумом проводились мероприятия по переделам.
Система хозяйствования соблюдалась довольно строго. Время, когда надо было удобрять землю, пахать, сеять, убирать урожай и т. д., устанавливалось сельским сходом, то есть было обязательным для всех общинников. Правда, были и исключения - это купчие земли, здесь хозяин мог самостоятельно выбирать, что сеять, когда убирать.
У общины был и неразделенный фонд (7 десятин земли), который ежегодно сдавался однообщинникам. Община также владела двумя водяными мельницами.
У Синдровской церкви тоже был свой пай, равнявшийся до середины XIX века 62 десятинам, а после аграрной реформы - 31.
Российская крестьянская община, в том числе в Синдрове, ведала не только производственными и иными деловыми аспектами жизни сельчан, но и социальными, культурными, нравственными. Таким образом, все было под ее контролем, даже личные отношения. Это способствовало сохранению и воспроизведению культурных особенностей села, традиций, обрядов, которые передавались из поколения в поколение. Это касалось проведения свадеб, похорон, стиля одежды, досуга.
Структура семьи старосиндровцев сложилась еще в конце XVIII века как большая патриархальная и таковой оставалась вплоть до 20-х годов XX века. Главой патриархальной семьи обычно являлся представитель старшего поколения. Он был блюстителем всего семейно-бытового уклада. В его функции входило руководство полевыми и другими работами, распределение обязанностей между членами семьи. Он распоряжался всем имуществом семьи. Домашними делами ведала хозяйка. Обычно это. жена главы семьи, а в случае ее смерти - старшая из снох. Самое тяжелое положение было у младшей невестки. Она должна была угождать старшим снохам, деверям, не говоря о свекрови. При семейных разделах на ее долю по обычному праву не полагалось никакого имущества, кроме приданого, если оно сохранилось. Этнический состав чаще оставался мордовским.
Известно, что обрядность любого народа представляет тот слой культуры, который в современных условиях несет основную этническую нагрузку. Ее стержневой основой является устойчивость и традиционность форм.
Определенного возраста для вступления в брак у мордвы в старину не было. Сыновей своих женили рано, в 8-10 лет, на 20-30-летних девицах. В первой половине XVIII века закон установил наименьший возраст вступления в брак - 15 лет, но духовенство по-прежнему продолжало венчать малолетних детей. Так, в 1761 году дьячок из Старого Синдрова донес на местного священника, что «он венчал новокрещенных детей несовершенновозрастных... а именно Иоанна Борисова, Карпа Романова да по-мордовски Тремаса Алексеева 11-летних».
Обычно сватовство проходило в один из легких, по мнению синдровчан, дней - в воскресенье, вторник, четверг. В эти дни в дом невесты посылали одного из родственников жениха. Считалось хорошим знаком, если ему встречался по дороге человек, что-нибудь несший, если с пустыми руками, тогда никакого успеха не будет. Цена за невесту была различной, но не превышала 50 рублей. Тогда же договаривались о дне свадьбы. После этого начиналось приготовление к ней.
Свадьба в доме жениха проходила примерно так: пекли пироги, собирали гостей. Каждый пирог имел свое название и значение, самый большой и важный - это «лувонькши». Начинка пирога была из 12 слоев. Корку с украшениями сваха забирала домой, а пирог оставался на свадьбу. Пирог «тюйперяка» - свадебный, им встречали молодых и он делился между родственниками невесты.
Свадьба в доме невесты - последний день пребывания ее в доме родителей. Невеста готовила дом, где должна спрятаться. В этот день ели кашу, укладывали приданое. По традиции, молодая не должна садиться за общий стол до появления ребенка (записано со слов учительницы Старосиндровской средней школы Татьяны Федоровны Тишкиной).
XX век для сельчан начался с реализации столыпинской аграрной реформы. Первые заявления в землеустроительную комиссию от крестьян села о закреплении надельной земли в личную собственность стали поступать в 1908 году. И сразу начались столкновения с «общинниками», так как острым оставался вопрос о месте выдела земли, ибо почвенный покров в Синдрове был очень пестрым; оставался спорным и вопрос о времени выхода из общины, да и психологически люди не были готовы к новой форме хозяйствования. Представляемая государством ссуда в размере 150 рублей тоже была маловатой.
Не все из выделившихся крестьян смогли организовать свое хозяйство: из 25 домохозяев, укрепивших свои наделы в 1910 году, 14 продали свой душевой надел либо частично, либо целиком (по материалам ЦГА РМ). Но появились и образцовые хозяйства, например крестьянина П.А.Потапкина. Но он после революции был разорен.
В дореволюционное время большую роль в духовном развитии сельчан играла школа. Одна из первых школ была открыта священником старосиндровской церкви отцом Дмитрием Ландышевым. Школа функционировала почти 10 лет, занятия проводил он сам, в своем доме. Именно по его ходатайству первая земская школа была открыта в Синдрове в начале 70-х годов XIX века.
Земством были организованы ветеринарный пункт, случной пункт, бычиное товарищество, медицинский пункт. Ближайшая больница находилась в 30 км, в Краснослободске.
Синдровчане приняли активное участие в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Мы нашли материалы об участии выходцев из Синдрова в боевых действиях против общего врага. Установлены фамилии 57 человек Старосиндровской волости, которые были ранены, пропали без вести или попали в плен (см. приложение).
Революционное ядро села составляли солдаты, возвратившиеся с германского фронта. В эти и последующие годы они стали принимать самое активное участие в работе органов самоуправления, часто занимая в них ключевые посты.