Уездный Краснослободск. Монастыри
Монастыри содействовали распространению на мордву общерусских феодальных порядков.
Во второй половине XVI века, буквально по следам русского войска, разгромившего Казанское ханство, через Шацкий, Арзамасский, Темниковский и Алатырский уезды, населенные мордвой, в «подрайскую землицу устремились монахи крупнных монастырей центра», спеша захватить лучшие угодья. На мордовских землях оседали представители московских Новоспасского и Чудова, подмосковных Троицко-Сергиева и Савво-Сторожевского, нижегородского Печерского и других монастырей. Вдоль судоходных рек Цны и Мокши, поблизости от больших дорог и городов-крепостей, возникали новые монастыри. Правительство нацеливало их на миссионерскую деятельность, жаловало разнообразные доходные статьи, защищало от столкновений с местным населением. Для большего успеха мордовские села стали раздавать монастырям в той надежде, что духовные власти ревностнее позаботятся о крещении мордвы, чем служивые люди.
Монастыри содействовали распространению на мордву общерусских феодальных порядков. С увеличением населения в восточной части Темниковского уезда, из которой в XVIII веке образовался Краснослободский уезд, возникло 11 монастырей.
Самая крупная православная обитель округи - Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь - располагается на берегу Мокши в пяти верстах от Дворцовой Красной Слободы. О его основании известно из грамоты патриарха Никона от 6 августа 1655 г., данной по челобитию «...крестьян Красной Слободы Андрюшки Агапитова с товарищи и всяких чинов людей». В ней говорится, что «вверх по реке, в большом лесу на берегу Мокши есть пустынка, а в ней живет черный старец Дионисий», а так как «во всем Краснослободском присуде близко нет монастыря, где бы изнемогаючи к смерти по русскому обычаю могли постричься в монахи», то патриарх «благословить велел в той пустынке воздвигнуть церковь во имя Преображения». Церковь была построена в 1655 году. Никон подписал грамоту на построение церкви с условием, «чтоб главы на той церкви были круглые, а не островерхие». Первым известным настоятелем обители был монах Арсений (1676-1680 гг.). Монастырь быстро рос. В писцовых книгах 1682 года за монастырем записаны «сенные покосы, бортные ухожаи и рыбные ловли на реке Мокше, Парце и Черной, граничившие с дворцовыми селами Плужное и Новый Усад». Еще в 1670-х годах монастырь получил пустующую церковную землю в селе Шенино - пашню и луг, за что ежегодно платил 2 рубля оброка. Эта земля была закреплена за ним во время Генерального межевания.
Во время секуляризации земля за монастырем была сохранена. В конце XVIII века за ним числились около 1292 десятин, в том числе пашни - 28, сенных покосов - 48, леса - 1175, а также «мукомольная мельница о двух поставах на реке Ряпка». Свои рыбные ловли на реке Мокше возле сел Девичий Рукав и Пурдошки монахи отдавали в пользование крестьянину села Пурдошки Федорову за 18 рублей в год. Монастырское кладбище было местом захоронения знатных горожан. Здесь был похоронен почетный гражданин Краснослободска Иван Михайлович Севастьянов (1771-1850), который после пожара 1817 года вложил в восстановление города свои личные средства, за что был награжден правительственной золотой медалью.
Жизнь в обители тянулась монотонно и однообразно, пока в 1793 году настоятелем монастыря не стал саровский инок - иеромонах Геннадий. По выражению Ивана Беляева, новый игумен «повел монастырь сильной рукой, и на монастырь полился золотой дождь». Сын богатого купца Геннадий вложил в Спасову обитель 20 тысяч. Он часто ездил в Москву и получал от благотворителей по 10-11 тысяч рублей. Два года спустя, в 1795 году, развернулось строительство. Вместо 18 ветхих деревянных келий, обнесенных забором из хвороста, «явился каменный четырехугольник, состоящий из корпусов и башен». В 1804-1817 гг. было завершено строительство колокольни, стен, башен, гостиницы и хозяйственных построек, частично сохранившихся до наших дней.
На фотографии, сделанной неизвестным фотографом предположительно в 1912- 1914 годах, окрестности Спасо-Преображенского монастыря. В правой части снимка незамысловатые хозяйственные постройки. Скорее всего, они были расположены в низине, в непосредственной близости от реки. На фото запечатлён разгар лета. На переднем плане мостик перекинутый через одну из проток реки. Картину дополняют фигуры прогуливающихся женщин в одежде того времени. В верхней части снимка - оттиск печати, позволяющий определить место съёмки, - Спас. Именно так до 30 годов XX века называлась местность, где располагался монастырь. Фотохудожнику удалось передать дух того времени - атмосферу спокойствия и неторопливости перед Первой мировой.
На втором снимке уголок той же местности, но сделанной под другим углом. Основное внимание фотограф концентрирует на отдыхающих жителях. Все они в цивильной, то есть городской, одежде, отражающих их социальный статус. Мужчина в мундире, скорее всего это один из чиновников. Молодая девушка в матроске. Судя по пышной зелени - это, скорее всего, праздник Ивана Купалы. Фотографии из семейного альбома жителя Краснослободска Николая Ивановича Жукова.
Фотография сделана весной во время разлива Мокши. В левой части снимка - южная монастырская башня. По рассказам старожилов, именно из неё можно попасть в подземный туннель, прорытый монахами в южном направлении и выложенный кирпичом. Предполагается, что это было сделано еще до архимандрита Геннадия, во время царствования Анны Иоанновны. Здесь была найдена монета 1738 года, что частично подтверждает эту версию. Позади южной башни, взмыв к небу, возвышается монастырская колокольня, которая чем-то напоминает Саровскую. Справа от южной башни небольшое деревянное строение и каменный корпус, который заканчивается ещё одной башенкой.
В правой части фотографии - северная башня. Именно в ней до 1930-х годов находилась монастырская библиотека, в которой хранились различные письменные источники с XVII века. Не только российские историки работали в ней, сюда приезжали и учёные из-за рубежа. Именно здесь хранилась грамота патриарха Никона об учреждении Краснослободского Спасо-Преображенского мужского монастыря. После закрытия обители библиотека была утрачена.
В центре монастырского комплекса трёхпрестольная церковь во имя Казанской Божией Матери.
Соборная церковь монастыря была построена к 1795 году. Однако в результате просчётов при строительстве она развалилась. 24 августа 1795 года настоятель иеромонах Геннадий (в официальных документах - строитель Геннадий) по разрешению Тамбовского епископа Феофила отдаёт распоряжение о её разборе. Было изменено название будущего храма, и через год на этом месте началось строительство нового. Новый каменный храм по грамоте должен быть Спасо-Преображенским с одним приделом во имя Казанской Божией Матери и вторым (с 1796 года) — с двумя приделами, Казанской Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи.
К концу 1799 года новая церковь тщанием «строителя Геннадия» «от доброхотного подаяния пришла в совершенное окончание и личным присутствием Его Преосвященства (епископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина) обозрена». Вследствие этого по ходатайству иеромонаха Геннадия от 21 декабря 1799 года епископом дано благословение настоятелю самому освятить два придела — Казанский и Предтеченский и выданы два антиминса. В 1801 году был освящён Казанский придел, а придел во имя Рождества Иоанна Предтечи - в 1804 году. Главный престол храма освящён иеромонахом Геннадием в том же 1804 году 7 сентября во исполнение указа Пензенской духовной консистории от 28 августа. Каменный монастырский храм выстроен в 1796—1804 годах в стиле классицизма. Здание на высоком цоколе состояло из двусветного четверика, завершённого декоративным пятиглавием, и трапезной, в которой находились приделы — Казанский и Усекновения главы Иоанна Предтечи. В крипте находились мощи старца Герасима, которые являлись святыней монастыря. В середине XX века храм сломан.
В полуверсте от города на левом берегу Мокши располагался Краснослободский Успенский третьего класса общежительный монастырь. Основан в i860 году. Наиболее полные данные о монастыре дает И.Беляев в книге «Краснослободский женский монастырь», изданной в Пензенской губернской типографии в 1878 году. В истории Успенского монастыря автор выделил четыре периода. Сначала это была богадельня ведомства епархиального начальства (1810-1812 гг.), потом богадельня ведомства гражданского начальства (1812-1825 гг.), затем Успенская кладбищенская богадельня «введения попечительства о бедных духовного звания (1825-1861 гг.) и, наконец, монастырь. При монастыре было училище для девочек-сирот. Оно было открыто в 1872 году, и обучалось там 10 девочек.
Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета» - был особенно популярен среди жителей Краснослободска и окрестных деревень. В это время у стен Успенского женского монастыря было особенно многолюдно. С раннего утра толпы горожан и жителей деревень в лучших костюмах собирались у стен обители. В честь праздника здесь открывалась однодневная ярмарка, заканчивавшаяся массовым исходом на Успенское кладбище. В палатках продавали в основном продовольственные товары: рыбу, пряники, дешёвые конфеты. Горожане покупали булочки - на каждую могилу по ритуалу нужно было положить по три штуки. Этот родительский день в Краснослободске соблюдался с большим усердием, чем поминовение усопших на Красную горку. Пёстрая толпа, в которой особенно выделяются парни и девушки, от монастырских ворот медленно идёт на кладбище, которое расположено рядом с обителью. Основная часть молодёжи не попадает в церковь на богослужение, поскольку в это время в ней особенно тесно. Молодые люди степенно гуляют вдоль могил: на людей посмотреть и себя показать. Кладбище к этому празднику превращается в цветник. Здесь же всё городское духовенство служит на могилах панихиды. Что же было поводом к этому оригинальному гулянию в таком печальном месте? Во второй половине XIX века в северо-восточной части города близ оврага было кладбище с деревянной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла. На Петров день там был престольный праздник, и все горожане шли в этот день сюда. Рядом с церковью был погост с могилами родных и близких. Шло время. В 1817 году произошло печальное событие - город сгорел, сгорело и кладбище с деревянной церковью. Кладбище было перенесено к Успенской обители, но память и обычай празднования этого дня остались.
В центре монастыря — Вознесенский собор. Храм был построен по проекту архитектора Садовского Целестина Николаевича. Он родился в 1830 году. По окончании строительного училища с отличием в 1852 году был назначен помощником столоначальника в Тамбовскую губернскую строительную и дорожную комиссию; затем - помощником архитектора в делопроизводстве (1853), архитектором (1857) и, наконец, тамбовским губернским архитектором (1865). В 1868 году Ц.Н.Садовский был причислен к технико-строительному комитету и командирован в распоряжение правления общества Козловско-Тамбовской железной дороги. Два года спустя назначен тамбовским губернским инженером (1870). В 1874 году вышел в отставку.
Вознесенский собор - самая величественная церковь города Краснослободска, входящая в комплекс Краснослободского Успенского женского монастыря. Заложен 9 мая в 1872 года при игуменье Фотинии. Настоятельница приказала заложить фундамент, но на третьем году строительства умерла. К осени 1779 года кладка собора в основном была закончена. С 1880 по 1882 год была завершена и внутренняя отделка. Это произошло при игуменье Маврикии в апреле 1882 года. Наружный вид собора представлял собой прямоугольник, украшенный пятью главами. С восточной стороны находились три полукруглых выступа, предназначенных для алтарей. Здание имело два этажа. Окна верхнего этажа были выполнены в византийском стиле. С западной стороны располагались входные двери в собор. Колокольня заменяла паперть храма.
Длина собора с алтарями составляла 42 аршина, ширина - 28, величественная колокольня от основания до вершины креста - 42 аршина. Стены снаружи и внутри были выкрашены белилами. С западной стороны выгонная площадь. Внутри храма шесть столбов (по три с каждой стороны) поддерживали своды храма; вдоль западной стороны хоры с деревянной решёткой. Здесь помещались 500 человек. В храме находились три алтаря: Вознесения Господня, Архангела Михаила, святителя Николая. Алтари отделялись друг от друга трёхъярусным иконостасом. Иконы, располагавшиеся по нижнему ярусу (по девятнадцать в каждом ряду), были написаны художником Галактионовым. Столярные работы и позолота выполнены пензенским мещанином Сабуровым. Вознесенский собор украшали 9 колоколов общей массой 259 пудов 7 фунтов. Самый большой колокол весил 171 пуд. Расходы на сооружение составили 45 тысяч рублей. 2 655 рублей на колокол пожертвовал купец Ненюков. Паникадило за 400 рублей было заказано Соловьёвым. Голов на украшение иконостаса пожертвовал 840 рублей. Краснослободчанам очень нравилось новое церковное сооружение, и они считали его самой красивой церковью города.
В левой части фотографии 1912 года Петропавловская церковь с довольно необычной архитектурой. Она была построена в конце XIX века в русском стиле. Это была попытка российских архитекторов воплотить традиции резьбы по дереву, народной вышивки. Особенность этого направления - широкое использование башенок, резных наличников, бочкообразных столбиков и других элементов деревянного зодчества. Этим и объясняется её оригинальность. Рядом небольшая церковка - кладбищенская. В середине фотографии Успенская церковь. Она была построена на том месте, где купцом Муромцевым был найден пчелиный рой, как он полагал, явившийся знаком свыше. Церковь была уникальной в своём роде, похожей на венецианский хрустальный фонарь. И, наконец, парадный, самый красивый храм - Вознесенский собор. За ним домовая церковь во имя святого Александра Невского.
Много загадок связано с большим каменным трёхэтажным монастырским корпусом (до недавнего прошлого в нём находилась вспомогательная школа). Когда же был построен этот шедевр провинциальной архитектуры? В аннотации к альбому по истории города П.Трушкин пишет: «Вспомогательная школа-интернат. Здание построено в 1810-1818 годах». Если следовать этим данным, корпус начали строить ещё при Абраме Дмитриевиче Муромцеве - одном из основателей этой обители. Однако в найденном мною документе - «Сведения о состоянии и технической характеристике частей зданий» в графе «год постройки» я нашёл запись - 1798. Ниже - название этого здания - монастырь. Эта дата перечёркивает данные, которые приводит священник Иоанн Беляев в своём историко-типологическом описании Успенского монастыря в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1878 год в номере 24. Дата постройки этого здания дублируется и «Паспортом зданий, помещений, подсобного хозяйства и оборудования», который был составлен сотрудниками детского дома, находившегося с 1943 года в этом корпусе. В нём также указан 1798 год. Документ датируется 23 ноября 1945 года. Следует заметить, что эта дата не могла появиться произвольно. Вполне вероятно, что чиновники, составлявшие эти документы, опирались на неизвестные нам данные существовавших в то время монастырских источников. Итак, теперь мы располагаем тремя датами постройки трапезной монастыря - 1810-1818 (данные П.И.Трушкина), 1837-1848 (исследования И.Беляева) и 1798 год (по документам 1945 года). По последней дате здание трапезной - самое раннее из архитектурных памятников нашего города. И всё-таки вопрос о том, какая из этих дат является исторически верной, пока остаётся открытым.