Уездный Краснослободск. Улицы
По плану города Краснослободска Пензенской губернии за 1848 год было 19 улиц.
По плану города Краснослободска Пензенской губернии за 1848 год, находящемуся в фондах Краснослободского краеведческого музея, здесь было 19 улиц. Одна из центральных улиц, примыкавшая к площади с тремя церквями - Троицким собором, Благовещенской и Смоленской, называлась Малая Пензенская (современная Коммунистическая). Она была названа в честь губернского города Пензы. На этой улице располагались купеческие дома и лавки.
Параллельно Малой Пензенской от площади в сторону Успенского монастыря уходила Большая Пензенская улица (ныне Интернациональная). Она пересекала две площади, на одной из которых стояла каменная церковь Покрова, а на другой располагался нижний рынок с часовней.
Следующая улица - Пушкарская (ныне Степана Разина), названная, очевидно, в честь служивых военных людей - пушкарей. Параллельно Пушкарской улице находилась улица Подгорная (Красная Подгора). Название этой улицы связано с топонимом соседнего села. Перпендикулярно к этим улицам со стороны деревни Лаушки на окраине находилась улица Солдатская (теперь Халтурина). Её название восходило к тому времени, когда Красная Слобода не только имела экономическое значение, но и была русской пограничной крепостью. Параллельно Солдатской улице шла Кузнецкая (ныне Б. Хмельницкого). Название улицы отражало ремесло, широко развитое в городе. Следующие два переулка - 1-й и 2-й Владимирские начинались на нижней Базарной площади, где стояла Владимирская (Карьгинская) церковь, и упирались в овраг. Они получили название по церкви, стоящей на площади. Сейчас это Второй и Первый Пролетарские переулки. Следующие — Малая и Большая Саранские улицы выходили на дорогу, ведущую в уездный город Саранск. Они брали начало с «навзвоза» - дороги, поднимающейся в гору. Сейчас это улицы Литвиновская и Калинина. Параллельно Малой Саранской шла Московская, одна из трёх улиц, оформлявших центральную площадь, где стояли Троицкий собор и церкви - Смоленская и Благовещенская.
Одна из трёх градообразующих улиц Краснослободска, которая была своеобразной визитной карточкой города. Она (композиционно) охватывает центр города (Соборную площадь) с южной стороны. В левой части одна из четырёх церквей, расположенных на площади, - Иоанно-Предтеченская Смоленской иконы Божи ей Матери Одигитрии (Путеводительницы). Она была построена напротив упразднённого в результате секуляризации 1764 года Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. С левой стороны фрагмент торговых городских рядов. В правой части снимка капитальное одноэтажное каменное здание торгового заведения господина Уткина. Особенность его архитектуры - двухэтажный подвал. Далее два одноэтажных магазина и, наконец, двухэтажное здание купца Чернова. Ближе к центру фотографии просматривается фрагмент двухэтажного здания земской аптеки. Возле одного из торговых заведений живописная фигура городового. Он словно инстинктивно позирует фотографу. В центре - фигуры девочек и крестьянина, ведущего лошадь.
На фотографии, сделанной фотохудожником П.Ф.Пителиным, уголок старого Краснослободска. Предположительно это квартал, примыкающий к Владимирской (Комсомольской) площади. Небольшие деревянные дома с дворовыми постройками. В середине дворовые ворота. На переднем плане снимка - большой колодец. Известно, что по необходимости водовозы (развозящие воду по городу) набирали воду из колодцев и отвозили к каменным чанам, сделанным на случай пожаров. Из этого колодца доставляли воду в большинство районов города.
Фото сделано в 1912 году. Овраг начинался с улицы Большой Пензенской (Интернациональной) напротив дома купца Иванова. Постепенно он углублялся и заканчивался у улицы Пичурской (ныне Пионерской). Своё название он получил от усадьбы купца Кандеева, через нижнюю часть которой он проходил. Почти в самом конце овраг был перегорожен плотиной. В этом месте находилось нижнее озеро Севастьяновых; остатки плотины видны до настоящего времени. Мостик соединял начальную часть улицы Малой Пензенской с основной её частью. За Кандеевым мостиком видна Смоленская церковь, которая украшала центр города. В советское время недалеко от плотины находился тир. Он был расположен в овраге, примерно напротив дома Севастьяновых. В конце 1960-х годов учащиеся школ стреляли там из малокалиберной винтовки по мишени для сдачи норм ГТО, проводили тренировочно-зачётные стрельбы из боевого оружия инкассаторы, работники правопорядка, сопровождающие почту.
Один из кварталов городской улицы, названной в честь губернского города Пензы. Слева фрагмент здания Краснослободского волостного управления. Известно, что волостное управление (1861—1917) - исполнительный орган крестьянского сословного самоуправления, учрежденный «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года. Волостные правления состояли из волостного старшины, всех сельских старост волости и волостного писаря. Ведению волостного правления подлежали: взимание податей и недоимок, распределение и контроль за исполнением натуральных повинностей, расходование денежных сумм, определение и увольнение должностных лиц, работавших в волостном правлении по найму, продажа крестьянского имущества по казенным и частным взысканиям, учет нижних чинов запаса. Согласно «Отчёту Краснослободского уездного земства» за 1896 год в уезде было двадцать волостей. Управление волостями осуществлялось в этом деревянном двухэтажном доме, украшенном затейливой деревянной резьбой. В правой части снимка - скрытая буйной зеленью Покровская церковь. Снимок был сделан после 1912 года. Об этом свидетельствует вновь сложенная колокольня. На момент фотографирования улица не замощена. Фотохудожнику удалось запечатлеть будни русского уездного города.
Среди старожилов города бытует мнение, что первые улицы были замощены в 1914-1915 годах военнопленными, однако уже в «Вопросном листке» за 1904 год указано, что «...протяжённость мощёных улиц и переулков 105 сажен». На обороте данной фотографии написано: «Начальный квартал Московской улицы в 1912 году». Значит, еще до начала войны шло мощение этого квартала булыжником. На фотографии участок улицы без твёрдого покрытия с грудами камня, сваленного на обочине. Надпись, как, впрочем, и фотография, принадлежала профессиональному фотографу и краеведу Павлу Ивановичу Трушкину. Где же брался булыжник? Павел Иванович рассказывал о довольно остроумном решении этой проблемы тогдашней городской властью. Каждый крестьянин, приезжавший на базар или ярмарку, должен был доставить несколько булыжников. За них они получали бирку - пропуск на базар. Приехал без булыжников - привязывай свою лошадь в другом конце города - у Успенского монастыря (ныне территория районной больницы). Конечно, это было очень неудобно, поскольку крестьяне привозили с собой товары. Да и конокрады не дремали. Поэтому люди до базарных и ярмарочных дней собирали на полях камни. Таким образом, в короткое время материал для мощения некоторых улиц города был найден. Часть работ была выполнена пленными немцами и австрийцами, которые в 1915-1917 годах находились в Краснослободске. Добротность выполненной работы является косвенным подтверждением этого. Да и в ряде метрических книг приходских церквей Краснослободска за данный период в разряде «Об умерших» встречаются фамилии пленных, похороненных на «немецком» кладбище города.
Перейдя мост через реку Мокшу, усталый путник поднимался по крутой дороге, которая приводила его к началу улицы Московская. На горе - трактир купца Гришанина. Именно здесь можно было отдохнуть и вкусно поесть за умеренную плату, а при случае и снять комнату в гостинице. Динамику фотографии придают четыре фигуры, которые невольно позируют фотохудожнику: мужчина с женщиной и две девушки. Картина дышит покоем, а ведь через небольшой период начнётся война, закончившая невиданными социальными потрясениями, которые захватят и ня тп провинциальный Краснослободск.
Слева - фрагмент северо-восточного флигеля духовного училища, построенного на месте усадьбы богатейшего купца первой гильдии Абрама Дмитриевича Муромцева. Особое внимание привлекает дорога. По словам старожилов, пленные немцы и австрийцы замостили её и часть других улиц города. Мостовая выдержала проверку временем. До недавнего прошлого она имела приличную сохранность, пока её не покрыли асфальтом. Недалеко от этого места (под горой, где располагался городской сад) военнопленные вырыли артезианский колодец, холодную и необычайно вкусную воду которого помнят ещё многие жители города старшего поколения. Рассказывают, что труба, по которой текла вода, была сделана из серебряного сплава. Однако после известных событий 1917 года она была заменена железной. В 1970-е годы скважина засорилась, и вода нашла другой путь, обвалив часть горы и похоронив отрезок мостовой у подножия Навзвозной горы.
На фотографии, сделанной после 1914 года, фрагмент первого городского квартала улицы Смоленской. Эта улица была своеобразной западной границей Соборной (Базарной) площади, которая была градообразующей. На переднем плане каменное двухэтажное здание богадельни и сиротского приюта, подаренного городу братьями Ненюковыми. До начала XIX века богадельня располагалась на Владимирской площади. В настоящее время она называется Комсомольской. После пожара 1817 года для неё нужно было подыскать новое место, и на улице Смоленской было построено капитальное каменное здание, в котором и разместились богадельня и сиротский приют. Дети, которые по разным причинам оставались без родителей и родственников, попадали в это заведение. Следующее каменное здание с большим подвальным помещением принадлежало Карповым. Слева вход, над ним деревянная терраска.
По этой фотографии мы можем представить, как выглядели эти здания в то далёкое время. За этим зданием мужская гимназия. Особенность сюжета - безлюдная улица, хотя определённую живость этой зимней картине придают одинокие фигуры людей и лошади, запряжённой в лёгкие санки.
Редкая фотография начала второго десятилетия XX века нашлась в частной коллекции. На переднем плане - мостик через кандеевский овраг. Подобные снимки этой части города часто привлекали внимание фотографов своей живописностью. Большинство фотографий делалось летом, на данном же снимке - город зимой. Справа от мостика небольшая группа деревьев, сквозь голые ветви которых видны деревянные строения, расположенные по кромке оврага. Весной и летом они утопают в зелени и выглядят довольно живописно. Слева - одно из архитектурных украшений центральной части города - Иоанно-Предтеченская церковь, которая в народе называлась Смоленская. Композиция фотографии построена на контрастах: на переднем плане - деревянные избы, на заднем же - парадная архитектура центральной городской площади. Справа от Смоленской церкви - каменное здание мужской гимназии. Именно оно позволяет установить приблизительную датировку снимка. Вполне вероятно, она сделана после 1914 года. На фотографии это строение кажется деревянным, однако его фасад покрыт штукатуркой и побелен. Задняя часть, обращённая к фотографу, ещё не оштукатурена и кажется непривлекательной. В правой части снимка на фоне деревянных строений видно каменное капитальное здание детского приюта и богадельни. Из-за него гордо возвышается колокольня Благовещенской церкви. Рядом с ней колокольня Троицкого собора, а слева - купол часовни.
На редкой фотографии - торговые заведения, которые являются южной частью торговых рядов Соборной (Базарной) площади. Рядом с Иоанно-Предтеченской церковью мануфактурный магазин Горбоделова. Рядом магазины, которые тянутся до перекрестка улиц Малая Пензенская и Московская. В центре располагались колбасные лавки Гришаниной, калачные Гурьева, Шиканова, Петелина, овощные лавки Болотникова, Скобликова, Шестаковой и Гриценко. Всего в Краснослободске насчитывалось 37 лавок, 4 булочные, 3 трактира, 2 пивные, 1 чайная попечительства народной трезвости, винные склады Голова, Котова и Соловьёва. В 1911 году также числились аптека уездного земства; бакалейно-мануфактурные и галантерейные лавки Ненюкова, Иванова, Гурьева, Белугина, Усанова; мануфактурные - Ненюкова, Сенина и Горбоделова; бакалейные - Гурьева, И. Дубровского, Кирюшева, Образцова, Хлыстовского, Кандеева, Лисицына.